Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«ВМ» обсудила с экспертами, к чему может привести введение в стране «нефтегазовой ренты»

09.10.2017

Группа депутатов-коммунистов Госдумы выступила с инициативой ввести в стране «нефтегазовую ренту»: распределять доходы от продажи ископаемых среди работающих граждан и пенсионеров.

Начать предлагается с 20 процентов доходов в следующем году, а далее добавлять по 2 процента в год. В первый год сумма, потенциально приходящаяся на каждого, — 10 тысяч рублей. Если инициатива будет реализована, какие последствия ждут бюджет страны и самих граждан?

Где наша доля нефтяного пирога

Георгий Бовт, обозреватель

Предлагающие раздать «всем сестрам по серьгам», ссылаясь на мировой опыт, не договаривают важную вещь: во всех странах, где такие выплаты есть, численность населения относительно невелика. Скажем, если бы Ханты-Мансийский автономный округ стал государством, ну или хотя бы Тюменская область, они могли бы себе такое позволить. Не платя ничего Москве.

Приводят в пример самый северный штат США — Аляску, но не всю территорию США, где такое невозможно, хотя страна богатая. Из Постоянного Фонда Аляски начиная с 1976 года всем жителям штата выплачиваются дивиденды от реализации нефти. 25 процентов прибыли штата от оборота нефти поступают в фонд. Половина дохода через дивиденды напрямую распределяется среди жителей Аляски. Размеры выплаты каждый год пересчитываются, и они зависят, с одной стороны, от доходов последних пяти лет, с другой — от числа людей, которые эти выплаты получают. Например, осужденные за те или иные преступления их не получают. Колебания в размерах выплат очень серьезные — от 331 доллара в 1984 году до 2072 в 2015-м. В прошлом году, например, полагались бы тоже приличные 2052 доллара, но губернатор сократил выплаты в два раза своим указом.

В Кувейте еще круче: на ребенка выплачивают 200 долларов ежемесячного пособия. На свадьбу молодым — 250 тысяч долларов. Пенсия — 3 тысячи долларов. Но население страны — менее 3,5 миллиона человек. Это меньше, чем полМосквы. В Катаре, где численность населения 2,5 миллиона, общая сумма социальных выплат и пособий составляет примерно 2 тысячи американских долларов в месяц. А работают в стране почти исключительно трудовые мигранты.

Ну это все — Эмираты да американская Аляска, где выплаты жителям компенсируются за счет щедрых грантов и субсидий федерального богатого американского правительства.

Кстати, по сути, это аналог наших имеющихся «северных надбавок», о чем почему-то умалчивают. А вот есть вполне европейская Норвегия, где, говорят, на личный счет каждого гражданина поступают отчисления от нефтяных доходов.

Более того, на этих счетах набежало на сегодняшний день чуть ли не по 191 тысячи долларов. На самом деле это по сути аналог пенсионного фонда, он так и называется — Глобальный правительственный пенсионный фонд. К сентябрю текущего года стоимость активов фонда достигла одного триллиона долларов США. Просто работает он не в пример лучше российского ПФР — эффективнее, вкладываясь в разные финансовые инструменты, в которые у нас вкладываться запрещено, и под четким общественным контролем. И да — без коррупции. Российский фонд национального благосостояния меньше норвежского примерно в десять раз. Поскольку население Норвегии 5,2 миллиона человек, то «на нос» получается приличные почти под 200 тысяч долларов.

И на самом деле еще с 1995 года было решено не направлять средства фонда на выплату гражданам дивидендов, а вместо этого деньги идут на развитие социальной сферы — на оплату восьминедельного ежегодного отпуска (!), на оплату больничных листов, субсидирование образования, помощь матерям-одиночкам и т. д. Каковые выплаты есть и у нас, но, конечно, хотелось бы больше.

Рациональное зерно в предложении коммунистов на самом деле лишь одно: выяснить, куда именно и как (насколько эффективно и прозрачно) у нас расходуются средства, вырученные за продажу нефти и газа. Ну так они же сидят в Думе — пусть и выяснят. И потом всем расскажут. Вместо того, чтобы плодить несбыточные популистские предложения.

В поисках Справедливости

Денис Парфенов, депутат ГД, один из авторов законопроекта

Почему мы в очередной раз внесли этот законопроект (этому предложению, к слову, уже добрый десяток лет)? Причин несколько. Во-первых, справедливости в использовании средств от добычи и продажи природных ресурсов в нашей стране по-прежнему нет. Об этом говорят все, начиная с президента в его посланиях и заканчивая простыми россиянами. Несмотря на то что мы живем в социальном государстве и Конституция прямо говорит, что доступ к природным ресурсам и богатствам (а доход от природной ренты составляет сейчас 15 триллионов рублей) имеет каждый гражданин страны, у нас ими распоряжается горстка олигархов. Они же диктуют и тарифную политику — цены на бензин, солярку и все остальное. Справедливо это? Нет.

Нам говорят, что справедливость восстанавливается и поддерживается в том числе и за счет того, что часть доходов от эксплуатации недр идет на медицину, образование и выполнение социальных обязательств государства. Но все мы видим, что это не так. И здравоохранение, и образование чем дальше, тем больше становятся платными, как, впрочем, и спорт с культурой. То есть механизм не работает. Поэтому мы предлагаем другой. Причем внедряемый поэтапно.

То, что мир и Россия переживают экономический кризис, думаю, понятно всем. Мы все видим эти кризисные явления: долги по зарплате растут, а количество рабочих мест не растет — сокращается, объемы промышленного производства уменьшаются и т. д. Что может помочь нам его преодолеть? Увеличение покупательной способности граждан.

Мы предлагаем ее увеличить за счет того, что часть доходов от реализации природных ресурсов будет выплачиваться конкретным физическим лицам. Для начала самым нуждающимся.

Говорят, что 10 тысяч в год — это смешные деньги, которые ничего не решат. Для кого-то, может, и смешные. Но для стариков с пенсией в 7-11 тысяч рублей это подспорье. Я был недавно в Пензенской области, и там это деньги. А главное, умножьте эту сумму на число получателей, которые, замечу, не положат их в чулок, а пойдут тратить в магазин. Это плюс 2 триллиона рублей в обороте! Дальше. 2 триллиона мы «снимаем» с природной ренты.

Чем заполнить эту дыру? Мы предлагаем передать в руки государства ликеро-водочную и табачную индустрию и ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Это позволит увеличить доходную часть бюджета минимум на 4,5 триллиона. И ведь мы не изобретаем велосипеда.

Похожие механизмы уже реализованы в массе стран — Норвегии, Швейцарии, Швеции, ОАЭ… А главное, никаких посредников, все четко и прозрачно: вот бюджет, вот гражданин, вот рост казны на триллионы.

Не стимул, а сплошной демотиватор

Игорь Николаев, директор института стратегического анализа компании ФБК

Ну, хорошо. Вот взяли мы и все поделили. Что дальше? Жизнь сразу станет лучше? И будет год от года хорошеть? Нет. Потому что год от года будет лишь усугубляться дефицит бюджета. А здравоохранение, пенсионное обеспечение, образование, лишенные субсидий из федерального бюджета, тихо, но скоропостижно скончаются.

Уважаемые инициаторы законопроекта вообще подумали о том, что примерно 40% доходов российской «недродобычи» идут не куда-нибудь, а на поддержание именно этих статей бюджета, и без того не сильно пополняемых. Так что, будем социалкой жертвовать? Или обороной? Или чем-то еще? На самом деле коммунисты Америки не открывают.

Истории известны попытки внедрения подобной социальной справедливости.

На Аляске, насколько я помню, пытались таким образом поделить на всех доходы от добычи ископаемых, доплачивали каждому жителю полуострова «природную» копеечку. И что? Если сравнить уровни социально-экономического развития этого штата с другими, выяснится, что по уровню благосостояния жители Аляски находятся отнюдь не в лидерах. Живут почему-то не лучше других американцев, да еще и мотиваций к труду поменьше, чем у некоторых, будет (зачем искать работу и вкалывать, если можно просто стричь купоны от разработки недр). В общем, принцип «взять и поделить» так и не привел в штате к всеобщему благоденствию и вау-эффекту.

Авторы идеи подсчитали, что 10 тысяч рублей на человека в год (сумма даже по меркам глубинки смехотворная) понизит социальную напряженность в обществе. И совершенно забывают о том, что ее формируют темпы роста экономики и — как следствие — уровень жизни, на которые столь смехотворная сумма повлиять никак не может. Снижения напряженности, как показывает опыт других стран, можно добиться и без «взять и поделить».

А что касается нецелевого расходования средств, которое якобы ликвидирует озвученное коммунистами предложение… Ну, с тем, что такого расходования не должно быть, никто не спорит. Но это отнюдь не украденные кем-то бессовестно деньги. В большинстве случаев, если начать разбираться, под этим термином понимается ситуация, когда, допустим, вместо одних — нужных и важных — статей бюджета деньги проводили по другим бюджетным статьям — таким же нужным и важным.

В общем, думаю, что в основе услышанного нами заявления лежит отнюдь не забота о всеобщей справедливости, а цели чисто политические. Авторы законопроекта прекрасно понимают, что реальные доходы населения, несмотря на небольшой экономический рост, регистрируемый в России с конца прошлого года, снижаются четвертый год подряд.

Вместе с ними снижается и уровень жизни, а значит, есть благодатная почва для вброса таких вот предложений. Не спорю, наверное, большинству населения идея придется по нраву, тем более что большинство это отнюдь не жирует.

В нынешних условиях это беспроигрышный шаг. А после выборов, когда коммунисты опять окажутся в пролете, можно будет еще и покозырять: вот, мол, мы вам предлагали, вы не захотели, а сейчас бы уже как сыр в масле всей страной катались. И поди докажи, что это совсем не так.

Отличный способ саморекламы

 Дмитрий Журавлев, генеральный директор института региональных проблем

Понять КПРФ можно. На последних выборах партия показала, прямо скажем, не лучший результат. Ни на муниципальных в Москве, ни на губернаторских в России прорыва не случилось. Почему это произошло? А потому что руководство КПРФ исповедует не крайне левые позиции, а такой себе еврокоммунизм. Он означает за все хорошее против всего плохого. Президенту и его ставленникам в регионах коммунисты себя не противопоставляли. Вот и получилось, что имидж партии, на мой взгляд, в глазах избирателей потускнел. Потому что политических партий, которые за все хорошее против всего плохого, у нас и так хватает. А радикализироваться КПРФ в силу разных причин не хочет.

В этой связи руководство партии и вспомнило идею экономиста Сергея Глазьева о перераспределении нефтяной ренты. Надо сказать, с точки зрения политики — идея очень хороша. Ведь КПРФ не вступает в конфронтацию с президентом и правительством и в то же время обращается к очень популярной во все времена идее повышения доходов населения. Ход отличный, ибо партия напоминает о себе как о защитнике интересов трудящихся.

Но с точки зрения практического осуществления все очень и очень неоднозначно. Во-первых, распределение этих денег нужно как-то администрировать.

А администрирование — это всегда расходы. Подозреваю, что только они обойдутся больше, чем 10 тысяч. Во-вторых, а что такое 10 тысяч рублей в год? Это, прямо скажем, не самая серьезная сумма даже для жителей небогатой Псковской области. А для Москвы и Подмосковья деньги и вовсе несущественные — потому что у нас выше цены. Третий момент: если часть нефтяной ренты уходит из бюджета, то в нем образуется дыра. А как ее затыкать? Я очень сомневаюсь, что правительство, скажем, начнет сокращать расходы на оборону — не то сейчас время. Отменять пенсионерам часть льгот? Но тогда мы резко повысим градус социального напряжения. А это ни правительству, ни обществу в целом совершенно не нужно.

В общем, как мне представляется, инициатива КПРФ великолепна, но только в качестве политического пиара — пока не начать ее воплощать. А если начать, то ничего хорошего не получится. Но воплощать по большому счету никто и не собирается.

Без штанов, но в галстуке

Александр Никонов, обозреватель

Я родился в стране коммунистов. Я вырос в стране коммунистов. Я получил высшее образование в стране коммунистов. Я пошел на работу в коммунистический НИИ. Боже! Как меня достали эти коммунисты! Мне казалось, я избавился от них навсегда в начале 90-х, но, оглядевшись вокруг, вижу — я снова живу в стране коммунистов. Эти дурацкие идеи, будто можно всех осчастливить даром, розовые мечты про не работать и все иметь — они бессмертны. И каждый раз их реализация приводит к прямо обратному (от задуманного) результату.

Вот на днях думские коммунисты снова предложили: а давайте платить россиянам деньги за то, что недра наши обильны, мозги ленивы, а руки из задницы растут.

Давайте жить за счет природы! Будем выплачивать каждому его долю пирога. Ренту. Подсчитали, и получилось по 800 рублей на каждого взрослого россиянина в месяц.

Велика ли прибавка? Да с гулькин нос! Никого ни от чего не спасет. Но зато потребует ежегодно вытаскивать из бюджета примерно триллион рублей. Из пяти почти с половиной, что приносят нам нефть и газ. И это уже немало! Это гигантская сумма для бюджета. И поскольку законы физики еще никто не отменял, и Ломоносов, говоривший, что ежели в одном месте прибавится, то в другом точно убудет, по-прежнему прав. А значит, у кого-то придется отнять.

Отменить бесплатную медицину? Перестать строить дороги? Сделать образование в старших классах платным? Выбирайте! Хватит вам 800 рублей на операцию? А на то, чтобы дать детям образование? На замену подвески, убитой в дорожной яме? Но можно и по-другому! Все перечисленные ништяки оставить на месте — дороги пусть строятся, дети учатся, а больных лечат круглыми таблетками. А чтобы возместить дыру в бюджете, просто повысим налоги. Ненамного, чтобы никого не обидеть. Примерно на 800 рублей в месяц с каждого работающего.

Третий вариант — повысить цены на водку. Этот вариант, кстати, и предлагают коммунисты — объявить водочную госмонополию, ну и на производство табачных изделий. Чтобы два раза не ходить в одну реку. Монополисту ведь цену поднять легко. Тогда, даст бог, эти лишние 800 рублей в месяц граждане просто пропьют, возместив космическую дыру в федеральном бюджете своей печенью.

Ну что? Немного померк свет грядущей справедливости? Немудрено. Халява, то есть достающееся незаработанным путем богатство, никогда радости не приносит. И на пользу печени и иным органам не идет. Просто запомните это и при случае передайте каждому встреченному коммунисту.

Отбор проб на Ново-Пурпейском месторождении в ЯНАО. По действующей Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В СССР недра были исключительно в государственной собственности(ст. 11 Конституции СССР)

Источник «Вечерняя Москва»