Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

У Южной Осетии новый президент

14.04.2017

Центральная избирательная комиссия Южной Осетии объявила предварительные результаты состоявшихся 9 апреля выборов президента и итоги референдума по переименованию частично признанной республики в Государство Алания. Новым главой Южной Осетии избран председатель парламента Анатолий Бибилов, который набрал около 60% голосов (за действующего главу Леонида Тибилова проголосовали 30%). Переименование поддержало почти 80% проголосовавшего населения.

Итак, уже совсем скоро в Южной Осетии пройдет церемония инаугурации нового президента. Прежде всего отметим, что он весьма молод – в феврале 2017 года ему исполнилось всего 47 лет. Кроме того, Бибилов – один из героев войны с Грузией 2008 года, во время которой был дважды ранен.

Почему он победил и что изменится в республике?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернутся в прошлое – к выборам президента 2011 года. Тогда Бибилов был одним из фаворитов, но шел против клана президента Эдуарда Кокойты и проиграл во втором туре его ставленнику Алле Джиоевой. Из-за многочисленных нарушений Верховному суду республики пришлось признать выборы недействительными. В результате были проведены новые, на которых победил компромиссный кандидат Тибилов. Он смог встать над развернувшейся схваткой и удовлетворить интересы всех кланов.

Текущие же выборы воспринимались многими экспертами как борьба между консенсусным (компромиссным) Тибиловым и представителем одной из элитных групп Бибиловым, чья победа приведет к очередному конфликту внутри элиты.

Но, похоже, получилось наоборот: одним из первых нового президента поздравил с победой именно Кокойты. Бибилов оказался наиболее приемлемым кандидатом для южно осетинской элиты. Но почему? Представляется, что дело именно в компромиссности Тибилова: стоя над схваткой, легко повиснуть в воздухе. А такая неустойчивость приводит к сверхосторожной политике. Возникает ощущение, что осторожность южноосетинской элите надоела – в сегодняшних непростых условиях частично признанной республике нужен активный лидер. И здесь другой фигуры, кроме Бибилова, просто нет. На наш взгляд, в целом вектор южноосетинской политики не изменится, но ее стиль станет более энергичным.

Что касается отношений с Россией, то Бибилов всегда воспринимался как самый пророссийский из южноосетинских политиков. Можно ожидать, что при нем отношения наших стран станут еще теснее.

Таким образом, главный вывод, который мы можем сделать: новый президент принесет с собой изменение не направления и принципов южноосетинской политики, а скорее стиля – с осторожного на энергичный.

Дмитрий Журавлев