Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Комментарий. Перепись скорректирует агрополитику

02.10.2015

29 сентября Росстат РФ на базе Всероссийского научно-исследовательского института животноводства имени академика Л.К.Эрнста в преддверии Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года провел круглый стол «Перспективы развития отечественного животноводства в условиях импортозамещения».

Замдиректора ВНИИЖ по научной работе академик РАН Николай Стрекозов отметил значимость создания государственной программы кормопроизводства, необходимости разделения молочного и мясного скота в статистическом учете, выращивании молодняка в хозяйствах населения в качестве ремонтного скота для крупных ферм.

Академик подчеркнул: «Частный сектор — сектор личных подсобных хозяйств существует, и это образ жизни и безопасность нашего государства. Сельские поселения должны вести учет скота в частных хозяйствах (ЛПХ). Это и есть показатель развитости деревни. Весьма негативными являются условия, в которых частник не может держать свинью в радиусе 5 км от свиноводческих ферм».

Ученый посетовал на то, что новейшие научные разработки сегодня трудно внедрить, никто этим вопросом всерьез не занимается. Да и молодежь в институте хоть и работает, но ее немного — 17 аспирантов, а не 50, как ранее. При этом бюджетных мест только 4.

Представители лаборатории микробиологии института сообщили о том, что 40% коров в стране заражено стафилококком, устойчивым даже к самым современным антибиотикам. Выход ученые видят один — поднимать иммунитет коров, в том числе за счет уменьшения скученности животных. Уничтожая стафилококк в ходе пастеризации, невозможно избавиться от продуктов его распада, которые негативно влияют на здоровье.

Невозможно переоценить важность сплошной Всероссийской сельскохозяйственной переписи населения (ВСХПН), поскольку полученные данные позволят увидеть реальную структуру сельского хозяйства, понять, какие изменения в ней произошли и, соответственно, разработать и применить меры государственного регулирования, которые затормозят нежелательные процессы, перестроить рельсы экономики, стимулировать развитие наиболее эффективных ее секторов, предпринять меры по сохранению и развитию сельских территорий.

Сегодня перед страной стоят две глобальные задачи — продовольственная безопасность и сохранение сельских территорий. В сфере животноводства ВСХПН может показать, каково реальное поголовье скота и птицы, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, крестьянских фермерских хозяйствах, а также объемы их производства.

Очень важно, что статистика выделяет сегодня малые сельхозорганизации, а также микропредприятия. Это позволяет проследить тенденции в динамике поголовья и объемов производства в разрезе размеров хозяйств. Например, в 2014 году крупные и средние сельхозорганизации уменьшили поголовье КРС на 300 000 голов, в том числе на 100 000 голов коров, в то время как малые сельхозорганизации увеличили поголовье на 14 000 голов, а темп роста составил 7%.

Если посмотреть динамику с 2002 года, то поголовье КРС в СХО снизилось в абсолютных цифрах с 15 млн до 8,5 млн голов (- 43%), а по коровам с 5,6 млн голов до 3,4 млн голов (-39%). За этот же период КФХ нарастили поголовье КРС с 709 тысяч до 2,1 млн голов — в 3 раза, а коров с 316 тысяч до 1 054 000 голов — в 3,3 раза.

Увеличили фермеры и поголовье овец за этот же период с 2002 года — с 1,8 млн голов до 8,6 млн голов — в 4,7 раз. Поголовье птицы увеличилось с 2,5 млн до 8,2 млн голов — в 3,3 раза.

Что касается современных непростых экономических условий, то крестьянские фермерские хозяйства показали увеличение поголовья КРС и коров как по году (+52 000 и +14 000 голов соответственно), так и за полугодие — поголовье КРС у фермеров увеличилось на 268 000 голов и коров на 64 000 голов.

Если доля овец в КФХ составляет около 50% от общего стада овец, то в КРС — это 10%. Однако, при существующих тенденциях и задачах, стоящих перед государством, важно учитывать динамику роста и расширять эффективный сектор. Тогда у нас будет не только «массовое производство», но и «производство массами», т.е. большое количество малых производителей и ферм может дать более значительный суммарный эффект, чем просто масштабный бизнес.

При этом вопрос интеграции малых ферм в систему производства будет стоять на первом месте и это можно сделать параллельно двумя способами — через развитие цивилизованной контрактной системы сельского хозяйства и через развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Что значит «цивилизованный»? Это значит, что бизнес должен предлагать малому производителю «хорошую цену», а этого можно добиться созданием альтернативной возможности продать продукцию с поля или фермы либо интегратору, либо кооперативу, либо по другим каналам сбыта.

Если бы государство стимулировало перерабатывающие компании закупать у малого бизнеса продукцию, например, имелись бы преференции на господдержку (если в структуре закупок малые закупки составляют 50%), то бизнес был бы вынужден договариваться, и не просто договариваться — либо самим создавать инфраструктуру сбора продукции, либо работать с существующими кооперативами. Сейчас чем ниже закупка, тем лучше, а альтернативы зачастую нет. Наоборот, появляются посредники, которые, опуская сельхозпроизводителей по цене, находят для себя неплохой заработок.

Что касается хозяйств населения или личных подсобных хозяйств, данные по которым будут уточнены в ходе ВСПН, — они показывают также отрицательную динамику, хотя и менее критическую, чем СХО. Однако, именно ЛПХ сигнализируют о жизнеспособности деревни — ведь это сельское население, которое держит скот. Другое дело, этот сектор нужно интегрировать в существующие производственно-сбытовые системы.

Здесь важны и меры, стимулирующие переход ЛПХ в КФХ, и организация личных подсобных хозяйств в кооперативы на базе опорных фермеров, имеющих землю и возможности по заготовке кормов. Положительных примеров достаточно много, но они пока не имеют массового характера. Интересны цифры — в ходе реализации приоритетного национального проекта, когда подсобными хозяйствами занимались, организовывались кооперативы, отлаживалась система кредитования, в этот период ЛПХ перестали снижать поголовье, а КФХ увеличили его значительно. Здесь требуется стимулирующая рука государства на более длительный период, чем 3 года.

Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения позволит получить данные о состоянии личных подсобных хозяйств, но уже сегодня нужно предпринимать шаги для управления процессом обезлюдивания деревень, например, представляя субсидии на литр молока личным подсобным хозяйствам, реализующим свое молоко через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Немецкий доктор Эрнст Шумахер назвал одну из своих книг «Малое — прекрасно», ибо оно позволяет человеку на селе вести гармоничный образ жизни, обеспечивать сельскому населению занятость и приемлемый доход, снижать уровень заболеваемости животных, производить полезную, экологически чистую продукцию, бережно относиться к своей земле. Руководствуясь этими принципами, Германия имеет на своей территории 300 000 семейных фермерских хозяйств, в то время как в России их насчитывается 216 тысяч.

Я согласна с модератором круглого стола, директором института региональных проблем Д. Журавлевым, который, подводя итоги мероприятия, заявил: сплошная Всероссийская сельскохозяйственная перепись даст серьезный материал, позволяющий скорректировать аграрную политику государства.

Ольга БАШМАЧНИКОВА,

http://k-vedomosti.ru/news/kommentarij-perepis-skorrektiruet-agropolitiku.html