Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Нефтяному рынку угрожают революцией

22.08.2015

Экспортеры нефти по-разному переживают падение в цене «черного золота». Богатые страны, такие как Саудовская Аравия и США, пока не собираются сдавать свои позиции и продолжают борьбу за свою долю на рынке. Россия, несмотря на низкие цены, смогла нарастить добычу и стать мировым лидером по добыче нефти. Однако у некоторых игроков уже сдают нервы, они хотят остановить обвал нефтяных котировок.

Накануне стало известно, что Венесуэла и Эквадор договорились о совместных действиях по защите позиций стран-производителей нефти, об этом сообщило Венесуэльское агентство новостей (AVN). По словам руководителя внешнеполитического ведомства Венесуэлы Дельси Родригес, документ нацелен на «защиту наших энергетических ресурсов и их суверенного использования на благо наших народов».

«Имперские центры используют нефтяную политику, чтобы действовать против России, против Венесуэлы, против наших стран, против наших прогрессивных правительств», — цитирует министра иностранных дел Венесуэлы AVN. «За игрой с ценами стоит политическое решение, которое заключается в том, чтобы задушить нас, задушить такие модели (развития), как наша», — уточнил глава МИД Эквадора Хавьер Лассо.

В сообщении отмечается, что план совместных действий пока изучают лидеры Венесуэлы и Эквадора, после этого его представят мировому сообществу.

По данным ВР, доказанные запасы нефти в Венесуэле составили 46,6 миллиарда тонн, или около 18% мировых запасов. В 2011 году страна стала лидером по запасам «черного золота». Эквадор обладает запасами 1,2 млрд тонн нефти — 0,5% от всех мировых запасов.

Российские эксперты не видят серьезной возможности этих стран повлиять на мировой нефтяной рынок. В то же время они отмечают, что это скорее политическое событие. Оно показывает, что в мире еще существуют силы, способные противопоставить свои интересы интересам «имперских стран». Эксперты уточняют, что подобное заявление может дорого обойтись лидерам Венесуэлы и Эквадора, так как способно спровоцировать усиление внешнего вмешательства во внутренние дела этих стран.

Почему никто не поможет Венесуэле и Эквадору?

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Рустам Танкаев отметил, что в начале 2015 года президент Венесуэлы предпринял большое политическое турне по миру и пытался договориться с Ираном, Саудовской Аравией и Россией об ограничении поставок нефти на мировой рынок с целью поддержания цен. «Все эти страны, хоть и по разным причинам, проигнорировали предложение венесуэльского лидера», — заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Эквадор и Венесуэла несут значительные убытки от продолжающегося снижения цен на нефть. По некоторым оценкам, из-за падения стоимости барреля с января по конец июля Венесуэла потеряла порядка $13 млрд, а по итогам года ее бюджет может не получить в общей сложности $24 млрд.

По его словам, Россия традиционно никогда не участвовала в регулировании цен на мировом рынке. «Причина в том, что наши скважины после остановки очень сложно запустить. В России горно-геологические условия в среднем хуже, чем в других странах, и относительно низкие дебеты скважин. А там, где дебеты достаточно высокие за счет горизонтальных участков стволов и результатов гидроразрыва пластов, там зона дренажа после остановки скважины немедленно схлопывается, и потом ее восстанавливать очень долго и дорого», — уточнил Рустам Танкаев.

«Россия из-за экономических соображений не участвовала никогда в ограничении добычи нефти на своей территории», — сообщил член комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты РФ.

«Саудовская Аравия заявила, что она теряют свою долю нефтяного рынка за счет сланцевой революции в Соединенных Штатах. Поэтому, учитывая высокую себестоимость добычи сланцевой нефти, саудиты сознательно максимально увеличивают поставки нефти на мировой рынок, чтобы уронить цены и похоронить своего главного конкурента — сланцевые месторождения», — пояснил Танкаев. Причем эксперт сообщил, что на сланцевых месторождениях в последнее время стали добывать примерно 7% всего мирового «черного золота», а это очень много.

«В Иране ситуация совершенно иная», — пояснил он. «Иран долгое время находился под санкциями, и объем его экспорта очень сильно упал. Сейчас эта страна рассчитывает при первой же возможности вернуть себе долю мирового рынка, но для этого ей нужно обустроить и ввести в разработку новые месторождения. Старые у них достаточно сильно выработаны, эта нефть востребована на внутреннем рынке страны», — сообщил эксперт.

Он добавил, что до снятия санкций Иран в течение многих месяцев накапливал нефть в своих танкерах и одномоментно выбросил в начале августа этот резерв на рынок, что и привело к удешевлению «черного золота».

«В той ситуации, когда Ирану нужно было набрать денег на обустройство месторождений, чтобы потом занять свое место на мировом нефтяном рынке, рассчитывать на ограничение им поставок никак нельзя. Поэтому иранское руководство также отказалось сотрудничать с Венесуэлой», — отметил Рустам Танкаев.

По его мнению, собственные возможности Венесуэлы и Эквадора по добыче сырья ничтожны для мирового рынка и повлиять на него никак не могут. «Венесуэла формально добилась признания того, что у них запасы нефти самые большие в мире. Это произошло за счет включения в них битумов, они составляют практически 75% запасов страны. Канадцы тоже эти битумы, битуминозные пески поставили на нефтяной баланс. Американцы поставили сланцевую нефть. Кстати, в России такие виды нефти никогда как нефть даже не рассматривали и на баланс не ставили. Если бы у нас решили это сделать, то запасы Российской Федерации превысили бы запасы Венесуэлы более чем в два раза», — заявил Рустам Танкаев.

«Поэтому Венесуэла, несмотря на, казалось бы, большие запасы, много нефти добывать не может, — сообщает эксперт, — а то, что она добывает, надо смешивать с легкой нефтью, потому что продать эту битумную субстанцию просто невозможно — она не течет».

Революционеры нефтяного рынка

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что в небольшой степени Венесуэла и Эквадор все же могут повлиять на рынок нефти в силу своего географического положения. «Венесуэла — крупнейший экспортер западного полушария. В нем не так уж много производителей нефти. Хотя, наверное, свою нефть могла бы и Бразилия добывать, думаю, что США могли бы больше качать, они разумно этого не делают. Поэтому в рамках региональных поставок даже сейчас география играет свою роль», — отметил эксперт.

По его мнению, это скорее важное политическое заявление: «Победа революции в 1917 году в России только большевикам в Москве казалось предтечей мировой революции, все остальные понимали, что ничего не получится, но началась новая эпоха. Похожая ситуация и здесь. Механически влияние будет небольшим, но сам факт того, что на нефтяном рынке существуют не просто игроки, а некие коалиции, способные действовать не только по проторенной американской логике, но и по другой — это, конечно, важно», — заявил Дмитрий Журавлев «Актуальным комментариям».

Нефтяному рынку — революцию

Вместе с тем эксперт уверен, что данное заявление может краткосрочно повлиять на мировые нефтяные цены: «У нас экономика ожидания. Мы же все во фьючерсы играем, мы все покупаем и продаем завтрашний день. А вот в экономике ожидания, в экономике завтрашнего дня подобные заявления стран-экспортеров нефти могут оказать какое-то воздействие на цены».

Революционные заявления всегда наказуемы

Директор Института региональных проблем отметил, что любые новые политические структуры, будучи даже совсем слабыми, все равно являются угрозой для сложившихся мировых лидеров. «Я думаю, что Соединенные Штаты приложат сейчас все усилия для того, чтобы это объединение двух стран как-то разрушить, а может и сменить там режимы. Тем более что нынешний президент Венесуэлы — это не его предшественник. Уго Чавес был частью военной касты. Поэтому при нем пытались провести только один или два военных переворота. Николас Мадуро — человек профсоюзный, во время его президентства опасность такой смены власти усиливается. Удастся или не удастся американцам сменить власть в этих странах, неизвестно, но то, что напряженность в регионе увеличится — это факт», — заявил эксперт.

Автор: Екатерина Дейнего

Нефтяному рынку угрожают революцией

http://actualcomment.ru/neftyanomu-rynku-ugrozhayut-revolyutsiey.html