Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«Это будет адская работа, но мы ее сделаем»

27.07.2015

Счет пошел на часы: завтра станет понятно, идет ли оппозиция в большую политику. Или кампания Навального и Касьянова в Сибири стала фальстартом

Превратится ли Сибирь в «Болотную площадь» — все внимание сейчас приковано к Новосибирску. Именно там демократическая коалиция Навального и Касьянова получила первый отказ от участия в выборах. Но уже завтра для оппозиции может все измениться. За выборами в этом регионе пристально наблюдают из Кремля — избирательная гонка должна стать самой показательной перед думской кампанией 2016 года. Кто путает карты федерального центра, какое мудрое решение подсказали партии власти, и захлестнет ли столицу волна протестов — в материале «URA.Ru».

Демократической коалиции Навального и Касьянова отказали в регистрации списка на выборах в Заксобрание Новосибирской области. В пятницу вечером рабочая группа облизбиркома признала недействительными более десяти процентов подписных листов. По мнению избирательной комиссии, 1487 из почти 11700 подписей, собранных в поддержку РПР-ПАРНАСа (на базе этой партии Демкоалиция участвует в избирательной гонке), содержат неверные данные, а в некоторых случаях являются подписями несуществующих людей.

ПАРНАС готовит ответный ход

Оппозиция назвала обвинения необоснованными, выдвинутыми с единственной целью — не пустить кандидатов на выборы.

Лидер регионального отделения ПАРНАСа Егор Савин заявил, что собранные подписи являлись «эталонными» и проходили многократную проверку перед сдачей в облизбирком.

Руководитель объединенного предвыборного штаба коалиции Леонид Волков уверен, что большинство расхождений являются следствием технических ошибок, допущенных в избиркоме при вводе данных, а также результатом несоответствия самой базы данных УФМС, по которой проверяются подписи.

Статья по теме

Коалиция Навального и Касьянова приводит в бешенство Сибирь

Оппозиционер срочно вылетел в Новосибирск и заверил, что в партии намерены бороться. «Нам придется звонить избирателям, ездить к ним, убеждать сфотографировать паспорт или прийти в избирком. Это будет адская работа, но мы ее сделаем. Выкинем еще кучу сил, только потому, что так называемая проверка подписных листов проводится негодными средствами по негодным базам данных», — написал на своем сайте Волков.

Известно, что окончательное решение избиркома будет оглашено завтра, 27 июля. Чтобы оспорить замечания рабочей группы, представителям оппозиции остаются считанные часы. В противном случае партии придется сойти с дистанции и доказывать свою правоту уже в суде.

Кто дал команду?

Случившееся в Новосибирске уже стало поводом для обвинений в адрес местных властей. «Вряд ли сигнал был из Москвы. Для федеральной власти легитимность важнее количества голосов», — говорит гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «С вероятностью в 90 процентов решение [об отказе в регистрации списка] принималось в Новосибирске», — соглашается с Журавлевым и руководитель коммуникационного агентства «Actor» Дмитрий Еловский.

По его мнению, в администрации президента существует установка на то, чтобы не препятствовать регистрации кандидатов, даже от несистемной оппозиции.

Региональным властям и лояльным партиям предлагается бороться с оппонентами в ходе выборов, а не снимать их на старте чисто по техническими приемами. По логике Кремля, в преддверии парламентских выборов 2016 года это поможет избежать вспышек народного недовольства.

«Местные руководители, скорее всего, перестраховываются. Это простой расчет рисков: лучше не допустить и пережить волну общественного возмущения и гневных звонков из Москвы, чем допустить с риском, что оппозиция наберет существенный процент голосов, так как во втором случае будут не гневные звонки, а отставки, — говорит Дмитрий Еловский. — То, что в долгосрочном плане такая стратегия несет в себе значительные риски маргинализации и радикализации протеста, не учитывается — российское чиновничество, как известно, живет одним днем».

Новосибирский политолог Алексей Мазур, напротив, говорит о том, что попытка снятия оппозиционеров была инициирована не в Новосибирске, а в столице. «Насколько я понимаю, жесткая линия в отношении Демкоалиции продиктована из Москвы. В местном отделении «Единой России» единого мнения не было, и если бы не «линия партии», я думаю, обошлось бы без лишних снятий и отказов», — считает он.

«Это знак того, что они боятся конкуренции или альтернативы. Иначе, зачем?», — задается вопросом руководитель группы «Меркатор» института географии РАН Дмитрий Орешкин. Политолог напоминает, что для руководства избирательной кампанией в Новосибирскую область был послан секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Регион изначально был одним из наиболее проблемных для партии власти из-за отказа фальсифицировать итоги выборов в Госдуму 2011 года. «В Новосибирске немного другая социо-культурная среда. Там не фальсифицировали. В городе так устроена пресса, власть, избирком. Поэтому решили от греха снять. Это было вполне предсказуемо», — добавляет Орешкин.

С тем, что в столице Сибири глава избиркома имеет репутацию неподкупного и принципиального человека, соглашается Алексей Мазур. «Есть такая городская легенда, что в 2011 году, когда Новосибирская область показала худший результат «ЕР» по Сибирскому федеральному округу, тогдашний губернатор, якобы, обратился к [главе облизбиркома] Юрию Петухову — мол, надо что-то сделать. На что, якобы, получил ответ — как вы себе это представляете?», — рассказывает местный политолог.

Между тем, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев уверен, что «Единая Россия» «к этой теме никакого отношения не имеет».

«Это не решение облизбиркома. Это решение рабочей комиссии. Неокончательное. Официального отказа пока нет», — акцентирует внимание Константин Калачев. Случившееся политолог называет «перегибами на местах и не более» и уверяет: «Из состоявшегося неделю назад личного разговора с Неверовым, знаю, что он лично выступает за регистрацию списка «ПАРНАС». Реальный конкурент «ЕР» там КПРФ. Максимум, на что мог претендовать ПАРНАС — это от 3 до 5 процентов голосов». Он также прогнозирет, что, скорее всего, после вмешательства федерального центра «перегибы» устранят, и список зарегистрируют в понедельник.

Чем рискует «Единая Россия»?

Несмотря на устранение «перегибов», история все равно ударит по имиджу «Единой России». «Как это повлияет на ее рейтинг? Думаю, негативно, — говорит Дмитрий Журавлев. — Тем не менее, при всем количестве прошлых скандалов, рейтинг партии невозможно сбросить до нуля. «У них, как у коммунистов — есть едро, которое будет за них голосовать в любом случае».

По мнению политолога, в случае отказа в регистрации списка Демкоалиции, самым правильным шагом с позиции «ЕР» могла бы стать публичная поддержка несистемных оппонентов: «Даже если оппозиция наберет эти 10 процентов, «ЕР» от этого сильно не пострадает. Гораздо хуже будет оттого, что все будут на кухнях обсуждать — знаем мы, как эти единороссы выборы проводят».

Сибирь не заметит «потери бойца»

Для людей, наблюдающими за избирательной гонкой, снятие оппозиционеров будет показательным, считает Алексей Мазур. Жители Новосибирска, несомненно, обратят внимание на то, что в выборах не участвует партия, сбор подписей которой видел весь город, и одновременно с этим зарегистрированы «явные спойлеры».

Однако в существенные протесты это не выльется — для большинства нелояльных горожан ПАРНАС все же не стал «своей историей».

«Рейтинг у ПАРНАСа низкий, на праймериз проголосовало около тысячи человек — этого недостаточно, чтобы «разбудить» полуторамиллионный город.

За прошедшие годы партия не показала себя структурой, готовой к по-настоящему радикальным действиям в подполье, поэтому и в дальнейшем все скорее ограничится стенаниями в Facebook», — прогнозирует Дмитрий Еловский.

Он считает, что после выбывания из предвыборной гонки, Демкоалиция начнет отрабатывать тему нечестности власти, укрепляя репутацию борцов с режимом. Правда, времени на кампанию не останется, и партия благополучно «сольется», объяснив все произволом властей.

«Волну протестов событие спровоцировать не сможет. Выборы — это не то, что сейчас всерьез волнует людей. Протесты — нет. Презрение — да. Но власти на него наплевать», — уверен Дмитрий Орешкин.

С ним соглашается Дмитрий Журавлев: «Новосибирск — своеобразный регион, но в ситуацию десятка тысяч человек, протестующих за отказ регистрации ПАРНАСа вериться плохо. Это было бы вероятно в Москве — здесь поддерживают, скорее, лично Навального, чем какую-то партию». Однако политолог не исключает, что люди могут выйти на площадь исходя из принципов справедливости: «я не люблю ПАРНАС, но раз ее не допустили, я выйду».

Как бы ни развивались события, существенным образом ни на политической репутации основных игроков, ни на конфигурации избирательной кампании это не скажется, предполагает директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Дмитрий Еловский добавляет, что перед выборами в Госдуму оценка степени народного протеста будет проводиться по итогам кампании 2015 года. В том числе по результатам выборов в регионах, где выступает ПАРНАС и его союзники. От того, как они пройдут, и будет зависеть дальнейшая степень жесткости их администрирования.

http://ura.ru/articles/1036265422