Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Борьба с коррупцией в России

15.06.2015

В: Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией не ведется. По данным Следственного комитета и Генпрокуратуры, только в прошлом году было возбуждено 25 тысяч уголовных дел против нечистых на руку чиновников. Осуждено 1600 человек. Но год от года сумма ущерба, который наносят нам с вами коррупционеры, только растет. В прошлом году, например, этот ущерб вырос на 50%, и, по официальным оценкам, составил 40 млрд рублей. На протяжении уже многих лет во всемирном индексе восприятия коррупции, которая составляет Transparency International, наша страна устойчиво занимает места последней трети этого рейтинга. Так в 14-м мы оказались на 136 позиции рядом с Ираном, Ливаном, Киргизией и Нигерией.

Правда, по размерам коррупционного урона мы все-таки заметно уступаем Евросоюзу. По данным антикоррупционного ведомства ЕС, ежегодный ущерб приблизился к отметке 323 миллиарда евро. И как говорится в отчете, в Европе нет зон, свободных от коррупции. Впрочем, это сравнение, ну, никак не стоит воспринимать подобно утешению. Все-таки мы живем в России. Когда говорим о коррупции, то почему-то чаще всего подразумеваем высокопоставленных чиновников и госаппарат. Только вот опросы социологов показывают: практически каждый взрослый житель нашей страны хоть раз, но давал взятку.

ДМИТРИЙ ЖУРАВЛЕВ (ГЕНДИРЕКТОР ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ): Региональная элита немногочисленна и до некоторой степени домашняя. Они все живут в одном коттеджном поселке, их дети учатся в одной школе, у них коррупция — это некое наше семейное дело, то есть некое отношение к государственной собственности, помните, как в известном фильме: «Ты не путай своих баранов с государственными», да. Вот здесь очень трудно не спутать, потому что все в твоих руках вот. Мы с тобой друзья, как бы здесь чуть-чуть и не забрать себе.

КИРИЛЛ КАБАНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМИТЕТА): Коррупция — это бизнес. Он многоуровневый, завязаны в нем самые разные люди, да. А люди, которые определяют политику, они имеют административный ресурс. Они определяют в том числе экономическую политику. Соответственно, они выстраиваются в некие трудовые коллективы, да, в которых расписаны роли. Хотя это организованная преступность с другой стороны.

В: Кто-то сказал, что коррупция — это колесная смазка общественного механизма. Но вот только рано или поздно эта смазка может заменить собой не только все существующие механизмы, но и связать по рукам и ногам каждого из нас.

Рен ТВ # Новости 24, Москва, 10 июня 2015