Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Локомотив Арктики

13.03.2015

Институт региональных проблем подготовил доклад «Роль арктической нефтегазодобычи в развитии регионов России

Значение Арктики для экономики современной России и, более того, для ее будущего трудно переоценить. Закончился продолжительный период фактического отсутствия России на Крайнем Севере, начавшийся в 90-е годы прошлого века. Сегодня государство в лице президента и правительства ясно заявляет о своих стратегических интересах в Арктике — самом суровом районе земного шара, где расположено около 20 процентов территории России. Утверждены основы государственной политики в этом регионе на период до 2020 года, разработана Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности на аналогичный период.

Готовится к принятию закон об АЗРФ, который создаст организационно-правовые условия для реализации основных целей и направлений государственной политики в российской Арктике. Наша страна окончательно вернулась на свои самые северные территории.

«Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует 7,7 доллара в других отраслях экономики, — утверждает глава компании «Роснефть» Игорь Сечин. — Это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов».

Такие программы комплексного развития уже осуществляются. Ярким примером служит проект «Роснефти» на месторождении «Победа» в Карском море. Едва стартовав, он уже влияет на жизнь Арктической зоны России, и есть основания ожидать еще более значительных положительных результатов в обозримом будущем. Об этом говорится в докладе «Роль арктической нефтегазодобычи в развитии регионов России», подготовленном Институтом региональных проблем (http://irpr.ru/). С этим согласны и все привлеченные к подготовке этого доклада эксперты.

Добыча углеводородов в Арктике требует мощной инфраструктуры, целого ряда технологических центров, баз снабжения, метеорологических, исследовательских станций. Процесс уже стартовал, и его первые шаги поддаются мониторингу и анализу. Создана специализированная база снабжения в поселке Лавна на западном берегу Кольского залива. Ведется модернизация Мурманского транспортного узла. Строится порт Сабетта. На очереди развитие транспортной инфраструктуры Якутии, строительство новых аэродромов и т.д.

Эксперты прогнозируют развитие высокотехнологичных производств и предприятий в Мурманской области, Красноярском крае, Якутии, Ямало-Ненецком и Ненецком АО. Предприняты первые шаги по созданию базы строительства буровых платформ «Роснефти» в поселке Росляково.

Компания уже опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений, и анонсировала российским производителям заказы более чем на 20 наименований судов и авиатехники и еще на 30 единиц нефтепромыслового и бурового оборудования. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов НК «Роснефть» будет задействовано более 100 предприятий.

Лишь крупные корпорации, прежде всего нефтяные и газовые, в силу их инвестиционной обеспеченности и кредитоспособности могут развить на арктических землях промышленное производство бурового, геологоразведочного оборудования. Вслед за этим по цепочке последует развитие других отраслей — металлургии, химии, радиоэлектроники.

Россия может работать в Арктике

9 августа 2014 года стартовала программа поискового бурения на Арктическом шельфе. Участников торжественной церемонии запуска работ приветствовал президент РФ Владимир Путин, связавшийся с буровой платформой West Alpha в Карском море по телемосту. Полученные в ходе этого бурения результаты уже сейчас позволяют говорить об открытии в российской Арктике огромных запасов газа и нефти самого высокого качества. Согласно предварительным оценкам, по первой открытой ловушке запасы месторождения «Победа» составляют 391,9 млрд кубометров газа и 128,7 млн тонн нефти по категории С1+С2. Таким образом, начало работ здесь — начало нового периода в истории не только российской, но и мировой нефтедобычи. Отрасль вступила в арктическую эру.

Это событие получило широкий резонанс, в том числе за рубежом. Характерно, что внимание большинства комментаторов сосредоточено, как правило, на антироссийских санкциях и вопросе о том, сможет ли Россия без западных технологий продолжать, а тем более развивать свою арктическую программу.

Речь идет, прежде всего, об «ExxonMobil». В октябре 2014 года американская компания была вынуждена свернуть сотрудничество с ОАО «НК «Роснефть», ведущей работы на «Университетской», из-за введенных против РФ санкций США.

Однако в действительности этот вопрос стоит далеко не так остро. Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов убежден, что Россия способна «самостоятельно, за счет принадлежащих российским компаниям буровых платформ, обеспечить в 2015 году необходимые работы на месторождении в Карском море».

Комментируя выход из проекта «ExxonMobil», глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил в интервью агентству «Bloomberg», что компания продолжит работу и будет разрабатывать проект самостоятельно. Имеются у России и свои платформы для бурения на шельфе Арктики, в частности «Арктическая», построенная в прошлом году (ее оператором выступает «Газфлот»). В общей сложности у России восемь собственных платформ. Кроме того, страна развивает производство оборудования, необходимого для нефтедобычи на Арктическом шельфе, и первые шаги здесь уже сделаны.

Таким образом, сегодня Россия может работать в Арктике частично с помощью компаний, не попавших под санкции, а частично — своими силами. На стратегическую перспективу страна уже разворачивает новую отрасль экономики. Сейчас «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. В ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» создается промышленный и судостроительный кластер, ядром которого станет комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. Кроме того, под Мурманском планируется сделать опорную береговую базу для поддержки шельфовых проектов в Западной Арктике, включая заводы по производству подводной арматуры, бетонных блоков, вертодром на несколько десятков единиц авиатехники.

Нефтедобыча в Арктике — не только локомотив

Давление санкций вполне преодолимо, к тому же не они являются сейчас для России главной проблемой при освоении Арктического шельфа и арктических территорий в целом. Во-первых, на движение нефтедобычи в Арктику оказал влияние тот факт, что традиционные запасы истощаются. При этом по уровню применяемых технологий работа в условиях Арктического шельфа сравнима с освоением космоса или «атомной революцией». Это обстоятельство само по себе меняет роль отрасли в российской экономике и, шире, в жизни российского общества. Отрасль вполне может выступить в качестве ведущего заказчика и разработчика промышленных и технических инноваций.

Фактически арктическое направление нефтегазодобычи призвано стать не только одним из основных финансовых доноров экономики России, но и локомотивом процесса создания высокотехнологичной промышленности страны.

Во-вторых, собственно бурение скважин и добыча нефти — только часть нефтяной отрасли. Нефть, если она не доставлена потребителю, бесполезна. Необходимы инфраструктура и логистика — нефтепроводы, хранилища, танкеры, система комплексов для их обслуживания. Нужны люди, которые будут заниматься обеспечением работы всего вышеперечисленного. Создание инфраструктуры и подготовка кадров для ее обслуживания — работа более масштабная, чем сама добыча. Это справедливо для любого района нефтедобычи, и Арктика, конечно, не исключение. Добывать нефть планируется в тех регионах, где инфраструктура, а зачастую и население просто отсутствуют. Нефтяные компании уже одним фактом своего интереса вдыхают жизнь в эти районы. В результате нефтегазодобычи происходит комплексное освоение Арктики и прилегающих территорий, на которые приходится около 20% площади Российской Федерации.

Благодаря планам по освоению шельфа активизируется жизнь во всех регионах российского Севера. Появляются (или будут появляться в обозримом будущем) новые рабочие места — хорошо оплачиваемые, стабильные и высокотехнологичные. Это в свою очередь создаст платежеспособный спрос, что приведет к развитию социальной структуры данных районов, включая торговлю, сферу услуг, медицину, образование, культуру. Возникает мультипликативный эффект: нефтяная отрасль служит двигателем развития других сфер жизни, которые создают условия для развития нефтяной отрасли. Таким образом, нефтедобыча в Арктике — не только локомотив инноваций в промышленности, но и локомотив социально-экономического развития арктических регионов России. А это семь субъектов РФ, четыре из которых входят в Арктическую зону полностью (Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа) и три частично (шесть районов Архангельской области, два района Красноярского края и пять улусов Республики Саха/Якутия); в числе арктических территорий также городской округ Воркута.

Приступая к программе развития северных территорий, Россия по-настоящему возвращается в Арктику.

Шельфу нужны профессионалы

Региональные эксперты в ближайшее время ожидают появления 8-15 тысяч высокотехнологичных рабочих мест в Красноярском крае, двух тысяч — в Рослякове, четырех тысяч — в Мурманской области; новые рабочие места будут созданы и в Якутии.

Если говорить о долгосрочной перспективе, по оценкам НК «Роснефть», результатом работы на шельфе одной только этой компании станет появление 300-400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест в различных отраслях российской экономики.

В направлении подготовки квалифицированных кадров лидером также является «Роснефть», которая ведет системную работу с 26 вузами. В частности, программу подготовки кадров она разворачивает в Мурманске, но заказы на специалистов могут получить и вузы Красноярска, в первую очередь Сибирский федеральный университет. Так, одним из самых масштабных проектов этой области стало создание Института нефти и газа в СФУ. На строительство учебно-лабораторного корпуса для нового вуза нефтяная компания выделила около 900 млн рублей. Для подготовки кадров, необходимых для реализации шельфовых проектов, правительство Мурманской области совместно с «Роснефтью» создадут на базе Мурманского государственного технического университета Центр арктических компетенций.

Компанией также учрежден специальный Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок, который будет предлагать современные технологические решения для реализации проектов как по добыче нефти, так и по обеспечению экологической безопасности, очистке территорий Арктики. Многие научные центры — как федеральные, так и региональные — уже сотрудничают с «Роснефтью», и планируется, что количество таких организаций в будущем будет только расти. На подобное участие, например, рассчитывает Центр изучения Арктики в Салехарде.

Мощный инструмент роста экономики

Мониторинг процессов и анализ экспертных мнений в целом подтверждают, что проекты по освоению нефтегазовых богатств шельфа будут иметь положительный эффект для развития Арктики. Наиболее яркий пример такого рода в настоящее время — проект «Победа», с которым связываются значительные позитивные результаты.

Единственным фактором, формирующим негативные экспертные ожидания, является экологическая угроза. Экосистема Арктики воспринимается общественным и экспертным сообществами как абсолютная ценность, тогда как отказаться от хозяйственной деятельности на этих землях человечество уже не может. Единственный выход из сложившейся ситуации специалисты видят в усилении природоохранной активности идущих в Арктику крупных компаний, которые осознают свою ответственность, обладают достаточными финансовыми и технологическими ресурсами для обеспечения самых серьезных гарантий экологической защиты и работают с учетом общественного мнения. Здесь также показателен опыт «Роснефти» и созданного ею в 2011 году Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок. Полезным представляется изучение зарубежного опыта обеспечения экологической безопасности арктических проектов.

Шельфовая добыча углеводородов становится в настоящее время мощным инструментом роста российской экономики, обеспечивающим возвращение России в Арктику и дальнейшее системное освоение этого стратегически важного региона.

http://murmansk.mk.ru/articles/2015/03/13/lokomotiv-arktiki.html