Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Добыча нефти в Арктике — инвестиции в будущее

05.03.2015

C 3 по 4 марта 2015 года в Москве проходит 10-ая Международная конференция «Шельф России и СПГ 2015». В этом году главной темой Международной конференции стало укрепление партнерских отношений для развития проектов СПГ и на шельфе России.

Сегодня для арктической нефтедобычи наступили тяжелые дни из-за падения цен на нефть. Тем не менее, эксперты видят перспективы развития Арктических проектов.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, с точки зрения коммерческой выгоды нефтегазодобыча на шельфе Арктики принесет значительную выгоду, если рассматривать не сиюминутную, а стратегическую прибыль.

«Другого локомотива развития арктических регионов, кроме развития нефтедобычи, просто нет. Никакие социальные инфраструктурные проекты, если они заведомо не загружены, не имеют заказчика в виде потребителя с платежеспособным спросом, не будут существовать. Так, нельзя, например, делать дорогу, а потом решать, кто по ней будет ездить. Региональные эксперты заявляли нам, что любая консервация в Арктике будет дороже продолжения работ. Хотя шельфовые разработки дороги, а денежные вопросы сейчас весьма остры, продолжать разрабатывать шельф необходимо, так как отказ от этих проектов обойдется дороже, чем их продолжение, приведет к утере будущей выгоды и больно ударит как по экономике, так и по регионам, а в конечном счете — по людям», — заявил Дмитрий Журавлев «Актуальным комментариям».

Сторонники дальнейшего развития проектов на шельфе обращают внимание на то, что в долгосрочной перспективе вложения в нефть, в конечном счете, всегда рентабельны. Очевидно, что потребность в углеводородах как в энергетическом сырье сохранится очень долго — атомная и альтернативная энергетика не смогли заменить «традиционную», а термоядерная так и не возникла. Еще большее значение имеют углеводороды в химической промышленности — именно из них полностью или частично делается значительная часть современных материалов, без которых невозможна цивилизация.

Кроме того, нефть — ресурс конечный, исчерпаемый, а значит, предложение ее в стратегических масштабах возрастать не будет, а спрос в этих же масштабах не будет падать. В результате для современного общества нефть — такая же непреложная ценность, как золото для общества средневекового. Если это так, то вложения в разведку и добычу нефти всегда окупятся. Это можно сравнить с вложением подверженных инфляции денег в золото. Сколько бы вы ни потратили, через некоторое время вы всегда оказываетесь в выигрыше, так как поменяли виртуальную ценность на реальную.

По мнению Дмитрия Журавлева, миг низких цен действительно краток: по самым пессимистическим прогнозам, он продлится три десятилетия, оптимисты говорят о нескольких годах. Наибольшую же выгоду от смены низких цен на высокие получит тот, кто успеет войти в процесс в самом начале и занять максимальный сегмент рынка.

«Даже в случае пессимистического прогноза, чтобы успеть к периоду высоких цен, нужно работать в Арктике уже сейчас; если же исходить из оптимистического варианта развития событий, работу на шельфе следует не сворачивать, а резко ускорять. Лишь в таком случае мы успеем к началу нового тренда дорогой нефти и сможем наиболее эффективно этим воспользоваться»,- уверен Журавлев.

Эксперт считает, что шельф арктических морей, без сомнения, можно рассматривать как стратегический резерв укрепления минерально-сырьевой безопасности страны. А раз так, то дальнейшее освоение Арктики можно рассматривать как одну из стратегических целей современной России.

Аналитики также обращают внимание на то, что положительный эффект от разработки Арктического шельфа не сводится только к получению прямой прибыли. Есть и другие положительные аспекты реализации данного проекта. В частности, важнейшим ее следствием является резкий скачок в развитии инноваций, в научно-техническом прогрессе.

«Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует 7,7 доллара в других отраслях экономики. Это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов», — цитирует МИА «Россия сегодня» слова главы «Роснефти» Игоря Сечина.

В компании убеждены, что освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всем протяжении Севморпути.

Кроме того, по мнению экспертов, арктические проекты стимулируют активное развитие инфраструктуры в районах нефтедобычи, научных проектов по разработке материалов, пригодных для использования в суровых условиях, а также техники предназначенной для полярных территорий.

С целью освоения Арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень, — сообщает портал Odnako.org.

Также компания организовала специальный Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок, который будет предлагать технологические решения, разрабатывать критерии для проектирования морских сооружений, исследовать донные грунтовые условия и создавать новые технологии подводного геотехнического бурения. Как сообщил в ходе российского молодежного форума «Экспедиция Арктика» министр энергетики РФ Александр Новак, в ближайшие 20-25 лет «Роснефть» планирует инвестировать в Арктику 500 млрд. долларов.

Инвестиционная программа «Газпрома» в 2013 году составила более 1 триллиона рублей, увеличившись на 30 процентов к первоначально запланированному уровню. Одним из приоритетов данной программы является комплексное освоение месторождений Ямала. Оно оценивается «Газпромом» в 170 млрд. долларов до 2030 года.

Инвестиции в производство, как и увеличение его объемов, приведут к созданию новых рабочих мест. Также разработка шельфа означает непременное развитие логистических и транспортных сетей на Крайнем Севере. Нефтедобыча решает эту проблему, так как она не только создает транспортную инфраструктуру, но и позволяет ее загрузить, а значит, и сохранить.

Примером инфраструктурного проекта может служить «Северный широтный ход», который предлагает реализовать в Ямало-Ненецком автономном округе ОАО «Корпорация развития». Программа сможет обеспечить Ямалу постоянную связь с Большой землей, соединив Северную и Свердловскую железные дороги. Полярная магистраль Обская — Салехард — Надым — Коротчаево откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам и повысит транспортную безопасность России.

http://sever-press.ru/economp/item/8753-dobycha-nefti-v-arktike-investitsii-v-budushchee