Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Продажа стратегических активов как американский правительственный стиль

03.03.2015

В пятницу, 27 февраля, на Красноярском экономическом форуме вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что государство готово рассмотреть заявки китайских компаний на получение контроля на стратегических месторождениях нефти и газа. Как следует расценивать это заявление? Значит ли это, что правительство отдаст контроль над российской нефтью Китаю?

Выступая на экономическом форуме в Красноярске, вице-премьер Аркадий Дворкович уточнил, что заявки от китайских партнеров пока не поступали. «В том числе потому, что наши китайские друзья понимают, что комфортнее работать в партнерстве 50 на 50 или 51 на 49», — пояснил вице-премьер. На сегодняшний день российское законодательство разрешает иностранцам приобретать без согласования долю не более 10% акций в стратегических месторождениях.

В то же время Минприроды, по данным газеты «Коммерсант», внесло в правительство предложение разрешить иностранцам покупку до 25% в стратегических месторождениях без согласований с правительством, а долю до 49% получать по решению правительственной комиссии. Но Дворкович дал понять: китайские инвесторы могут претендовать и на контрольный пакет — 51% акций, правда, за исключением шельфовых проектов, куда они приглашаются в качестве миноритарных акционеров. «И я политических препятствий на данный момент не вижу», — заявил Дворкович

Известно, что китайская CNPC уже договорилась с «Роснефтью» о покупке 10% ЗАО «Ванкорнефть», владеющего лицензией на разработку Ванкорского месторождения. Еще 10% может быть продано индийской ONGC. Также ВР намерена купить у «Роснефти» 20% «Таас-Юрях нефтегазодобычи», покупку доли в которой рассматривала CNPC, но так и не смогла договориться с «Роснефтью» о приемлемой цене.

Как следует расценивать заявление Дворковича и предложение Минприроды? Действительно ли российские нефтегазовые компании настолько нуждаются в инвестициях, что государство готово уступить контроль над стратегическими месторождениями китайским партнерам? Или это скорее политический сигнал Западу о том, что у России есть альтернатива в виде Китая и что западные компании из-за санкций проигрывают российский рынок?

Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex:

— Не думаю, что возможность приобретения 25% акционерного пула является уступкой контроля над стратегическими месторождениями. Скорее, это возможность заручиться поддержкой действительно стоящего партнерства со стороны Китая. Кроме того, учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, международное финансирование со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является прекрасной прагматичной возможностью замахнуться на большую экспансию российского энергетического рынка, ведь теперь эту задачу будут решать,в том числе и за счет средств Поднебесной. Напомню, что заключенный несколько месяцев назад исторический 30-летний контракт «Газпрома» и китайской CNPC на поставку 38 млрд кубометров газа в год стал настоящим прорывом в стратегическом сотрудничестве с Китаем. Текущий объем потребления того же газа в АТР составляет 700 млрд кубометров в год, поэтому российским экспортерам есть куда расти. Учитывая сказанное, полагаю, что совместная собственность сможет выступить дополнительным драйвером для развития топливно-энергетического сектора России, а освоение новых месторождений Западной и Восточной Сибири позволит нарастить поставки в АТР. Если еще и правительство примет решение о снижении экспортных пошлин для независимых производителей в этих регионах, то экономический эффект от дополнительных поставок углеводородов в объеме 30 млрд кубометров может превысить 1 млрд долларов.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:

— Думается, что это (заявление Дворковича), скорее, сигнал, но не только политический и не только Западу. Это сигнал о том, что, несмотря ни на какие санкции, Россия обладает ликвидными активами, владением которыми может заинтересоваться крупный капитал. Это сигнал собственному бизнесу, что для паники нет оснований. Разрабатывать (месторождения Западной и Восточной Сибири) мы можем и сами, даже в условиях санкций. Но компаниям привлечение средств нужно не только для этого. Компания, обладающая большим капиталом, всегда более устойчива, а значит, в конечном счете более успешна.

Потребность в разведке и пополнении запасов действительно существует. Но, на наш взгляд, мы способны с этим справиться сами. Привлечение иностранного капитала необходимо не для увеличения добычи, а для того, чтобы новые инвесторы, защищая себя, тем самым защищали нас, то есть для того, чтобы укрепить стабильность наших нефтяных компаний, в конечном счете нефтяной отрасли. И чем крупнее пакет акций, тем сильнее заинтересованность инвесторов, а значит и защита. С точки зрения компаний — все правильно.

Но, похоже, есть и другая причина. Недаром о возможности продажи объявила не нефтяная компания, а представители правительства. Продажи крупных пакетов продолжатся, пока у наших экономических министров сохраняется неуверенность в собственных силах. Но причина этой неуверенности не в слабости нашей экономики (никакой особой слабости экономика не проявила), а в американском стиле мышления наших министров, для которых прибыль является единственным мерилом экономики. Падает прибыль — экономика больна, нужно продавать, обменивать реальные ценности на зеленые бумажки. Когда в этой логике живут компании, задача которых приносить прибыль, — это нормально, когда в этой логике живет правительство — это опасно.

«Капитал Страны»

http://www.tpp-inform.ru/economy_business/5539.html