Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Известия. Опрос

16.12.2014

Российские власти поставили задачу удвоить объемы дорожного строительства. А как вы думаете: «потянет» ли государство эту задумку, учитывая сложности в экономике?
Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства Да, при сохранении существующего финансирования задача удвоения объемов дорожного строительства на федеральных трассах решаема. Большое значение будет иметь эффективность использования бюджетных средств при размещении госзаказов и проведении конкурсных процедур. Снижение цены контракта на 4-5%, которого добивается Росавтодор, при существующих объемах финансирования дает экономию до 20 млрд рублей в год.
Необходимо отметить, что благодаря воссозданному институту дорожных фондов на строительство и ремонт федеральных трасс в 2014 году было направлено 510 млрд рублей. Согласно прогнозам экспертов, уже в 2016 году объем федерального дорожного фонда превысит 550 млрд рублей. Таким образом, риск недофинансирования отрасли даже в условиях кризисных ситуаций в экономике будет сведен к минимуму.
На сегодняшний день добиться равномерности роста темпов дорожного строительства мешает разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего в части их финансирования. Решение этой задачи находится в компетенции региональных властей и напрямую зависит от эффективного наполнения и целевого использования средств региональных и муниципальных дорожных фондов.
Дмитрий Чугунов, член Общественной палаты России, лидер и основатель проекта «СтопХам»
Не уверен. Эта идея не нова, а проблема дорог в России актуальна всегда. Если взять зарубежный опыт, в частности опыт США, где территория сопоставима отчасти с территорией России, то мы увидим, что там экономический всплеск произошел тогда, когда началось активное строительство дорог, которые позволяли перемещаться между штатами на большой скорости и с комфортом. Это позволило увеличить объемы перевозок и дало экономический рост.
Учитывая огромные российские расстояния, имеющихся федеральных трасс недостаточно. Но у меня есть сомнения, что при строительстве какая-то часть денег (и не маленькая!) не утечет в карманы людей, которые завышают цены или нарушают технологию. Это очень хорошая коррупционная кормушка, когда дороги перекладываются два раза в год, потому что не соблюдается технология… И если не будет найдено эффективных механизмов по контролю строительства, если тендеры не будут прозрачными, то эту идею можно будет смело похоронить как неподъемную для нашей экономики.
Александр Павлов, директор по операциям компании FM Logistic
Нет. Это типичный инфраструктурный проект, который хорошо реализовывать, если экономика страны имеет позитивные темпы развития, и эти темпы нужно ускорять. Сейчас же мы наблюдаем определенное снижение. В такой ситуации более востребованным становится развитие проектов, рассчитанных на быструю окупаемость, например, поддержка производства мясной и молочной продукции (особенно актуальная в связи с введенными санкциями). Это можно сделать путем снижения налоговой нагрузки для компаний конкретного сегмента или государственного финансирования банков, которые по определенным целевым программам стимулируют бизнес.
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем
Не уверен. Если государство и «потянет», то только при определенных обстоятельствах: главное, чтобы мощностей хватило. Для того чтобы увеличить дорожное строительство, надо нарастить объемы производства, а это далеко не так просто. На Западе экономика устроена по-другому, там всегда есть лишние мощности, а самое главное — можно найти деньги. А мы всегда жили на предельных мощностях — это специфика российской экономики за последние сто лет.
Валерий Теличенко, депутат Мосгордумы, президент МГСУ
Не уверен. Можно привести примеры, когда в сложные, кризисные времена государства наращивали объемы строительства дорог. Не зря же говорят, что дороги — это кровеносные сосуды экономики. Это и есть задел на будущее, чтобы ускорить преодоление кризиса.
Нам жизненно важно развивать такую кровеносную систему. Если говорить об этом как о «задумке», то во многом ее реализация будет зависеть от того, сможет ли государство предложить бизнесу различные формы инвестирования капитала в строительство дорог.
Владислав Гинько, преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС
Да, строить дороги надо при любых обстоятельствах, даже в кризис. Это — необходимая инфраструктура как для населения, так и для бизнеса. Даже в ситуации роста государственного долга и дефицита бюджета в США там также идут по пути вложения средств в строительство дорог, мостов и прочих объектов инфраструктуры.
В России, учитывая необходимость развития транспортной коммуникации, строительство дорог — краеугольный камень для роста экономики регионов. Это создает новые рабочие места, дает поступления в бюджет, способствует перемещению товаров по стране, увеличивая конкуренцию и действуя на цены в сторону их снижения. Транспортная инфраструктура способствует мобильности людей, что позволяет им более эффективно находить себе работу.
Вячеслав Тимченко, член Совета Федерации, заместитель председателя комитета по регламенту и организации парламентской деятельности
Да, я считаю, что это абсолютно объективная и обоснованная задача. Не решив проблему инфраструктурных проектов, прежде всего в сфере транспорта, мы не сможем развивать экономику страны. И сделать это абсолютно реально. Нужно прежде всего создать условия для исключения воровства и коррупции в этой сфере. А также необходимо развивать новые технологии и использовать новые разработки, которых сегодня в России большое количество.
Игорь Бунин, президент Центра политических технологий
Да. Я думаю, что эту задачу можно решить быстро и очень простым способом: реализацию таких проектов нужно поручить иностранным подрядчикам, например, финнам или китайцам. Не сомневаюсь, что это обойдется в десять раз дешевле и у нас будут построены все дороги. Российские компании делают слишком дорого, это давно известный факт.
А вот финские и китайские компании предлагали построить дороги намного дешевле, но им несколько раз отказывали.

Известия # Тематические приложения, Москва, 16 декабря 2014