Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Путь в будущее через конкретные дела

01.12.2014

Недавно президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил с посланием народу Казахстана, озаглавленным «Нұрлы Жол – Путь в будущее».

Президент начал с характеристики мировой экономики в целом: «Она так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Восстановление идет очень медленными и неуверенными темпами, а где-то еще продолжается спад. Геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительные препятствия для восстановления мировой экономики».

Однако даже в таких непростых условиях, подчеркивает глава государства, Казахстан должен не просто выживать, а успешно развиваться. Для этого необходимо в первую очередь развивать экономику и поддерживать те отрасли, которые за счет мультипликативного эффекта оказывают наибольшее воздействие на рост экономики и занятости населения. Ответом на современные вызовы стала программа новой экономической политики Казахстана «Нұрлы Жол», или «Путь в будущее». Ее стержнем станет план инфраструктурного развития, состоящий из семи направлений.

1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. При этом лучевой инфраструктурный каркас свяжет магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями макрорегионы с Астаной и между собой. Согласно плану, прежде всего будут реализованы основные автодорожные проекты: Западный Китай – Западная Европа; Астана – Алма-Ата; Астана – Усть-Каменогорск; Астана – Актобе – Атырау; Алма-Ата – Усть-Каменогорск; Караганда – Жезказган – Кызылорда; Атырау – Астрахань.

2. Развитие индустриальной инфраструктуры. В рамках этого направления будет проработан вопрос строительства в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие малого и среднего бизнеса и привлечение дополнительных инвестиций. Отдельное направление – развитие инфраструктуры для туризма.

3. Развитие энергетической инфраструктуры подразумевает постройку высоковольтных линий в рамках главным образом двух проектов – «Экибастуз – Семей – Усть-Каменогорск» и «Семей – Актогай – Талдыкорган – Алма-Ата». Это позволит казахстанским электростанциям стабильно обеспечивать электроэнергией все регионы страны.

4. Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения. Общая потребность данной сферы в инвестициях составляет не менее 2 триллионов тенге с ежегодным выделением до 2020 года из всех источников финансирования не менее 200 миллиардов тенге (1,1 миллиардов долларов).

5. Укрепление жилищной инфраструктуры. Государство будет строить социальное арендное жилье и представлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа. Финансирование строительства арендного жилья дополнительно увеличится на сумму 180 миллиардов тенге (1 миллиард долларов) в течение 2015-2016 годов.

6. Развитие социальной инфраструктуры, прежде всего, подразумевает решение проблем аварийных школ и трехсменного обучения – на эти задачи выделено 70 миллиардов тенге (390 миллионов долларов). Также определены 10 вузов, на базе которых будут обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров. На развитие материально технической базы высших учебных заведений выделено 10 миллиардов тенге (56 миллионов долларов).

7. Поддержка малого и среднего бизнеса и деловой активности. На сегодня полностью освоены 100 миллиардов тенге (560 миллионов долларов) из Нацфонда, направленные на поддержку и кредитование МСБ. Это позволило создать 4,5 тысячи рабочих мест. Развитие этой сферы будет продолжено.

В конечном счете реализация всех направлений программы станет генератором развития Казахстана. Вот как об этом сказал сам Нурсултан Назарбаев: «Новая экономическая политика „Нұрлы Жол“ станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы. Только за счет строительства дорог будут созданы 200 тысяч новых рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. „Нұрлы Жол“ произведет мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования и сопутствующих услуг. Дороги – это линии жизни для Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца – артерии. Как от солнца – лучи». Не правда ли, образно и одновременно очень точно?

Однако российские читатели могут задать закономерный вопрос: «А нам зачем это все знать, тем более так подробно?» Мы же считаем, что важно не только знать, но и анализировать – причем по нескольким причинам.

Во-первых, мы с Казахстаном входим в один экономический союз, и наше взаимовлияние огромно. Развитие казахстанской экономики – ресурс для развития экономики российской. Примеры этого мы видим в самой программе. В частности, один из транспортных объектов, модернизацию которого предусматривает программа, – дорога Атырау – Астрахань, через которую ведутся приграничное сотрудничество и транзитные перевозки из Азии в Европу. Наличие такого транспортного коридора между частями света для Евразийского союза имеет важнейшее значение.

Во-вторых, продемонстрированные в послании экономические подходы, на наш взгляд, будут способствовать переменам и в России. Так, для рыночной развивающейся экономики всегда был актуален вопрос о роли государства, и позиции сторон здесь всегда оставались непримиримыми. Одни видели эту роль минимальной – создание условий для частного капитала, причем исключительно за счет макроэкономических механизмов. Проще говоря, при таком варианте государство обеспечивает финансовые потоки в экономику, а всю практическую деятельность осуществляет предприниматель. Другие считали, что в развивающейся экономике государство должно брать на себя реализацию масштабных проектов и быть полноправным экономическим субъектом. В период «тучных лет» спор носил в большей степени теоретический характер, зато в кризисное и не менее сложное посткризисное время у него появился практический смысл. В зависимости от того, какую тактику выбрать, такую экономику можно и получить. При этом, конечно, учитывать надо не только достоинства обоих подходов, но и их недостатки. Так, в первом варианте трудно ограничить эгоизм предпринимателей – 90-е годы показали, куда он может завести. Кроме того, при данной модели крупные проекты, не приносящие непосредственной прибыли, просто некому осуществлять. Во втором случае есть опасность утери предпринимательским сообществом инициативы и, как следствие, исчезновения стимула к развитию экономики, что может привести к застою.

В своем плане новой экономической политики Нурсултан Назарбаев предлагает прийти к своеобразному консенсусу. Государство берет на себя функции развития инфраструктуры, то есть создает условия для деятельности граждан, но не за счет исключительно вливания денег, а благодаря реализации конкретных инфраструктурных проектов. (Именно для того, чтобы вы получили представление об этих проектах, мы и дали столь обширные цитаты из послания.) В результате крупные проекты реализуются точно и в срок и при этом свобода рынка не ущемляется – наоборот, гарантировано обеспечиваются условия работы бизнесменов. Государство и бизнес оказываются не конкурентами, а естественными союзниками. Такой подход, реализованный не в теоретическом труде, а в практической программе, – уже сам по себе вклад в развитие экономики, и не только Казахстана, а всего мира.

В-третьих, очень интересен стратегический стержень послания – не выживание, а развитие. Один казахстанский политик назвал его методом контрцикличности. Суть в том, чтобы не пережидать трудности или бороться с ними, а находить в каждой ситуации ресурс – рычаг для развития. Программа «Нұрлы Жол – путь в будущее» – прекрасный пример такого подхода. В сложной внешнеэкономической ситуации казахстанский лидер сосредоточил усилия государства на осуществлении инфраструктурных проектов, благодаря чему из трудного времени Казахстан выйдет сильнее, чем вошел в него. Конечно, применение этого метода – непростое дело, но в том и состоит мудрость Н. Назарбаева, что он не боится реализовывать подобные программы.

Генеральный директор ИРП

Дмитрий Журавлев