Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Тюменская область протягивает малому бизнесу руку помощи

29.11.2014

В условиях ухудшения экономической ситуации принципиально важным становится умение распоряжаться сокращающимися ресурсами. Фактическое «изъятие» крупных налогоплательщиков из регионов обуславливает необходимость активной работы с малым и средним бизнесом, и эта проблема стоит перед всеми без исключения регионами.

За последний месяц руководство Тюменской области предприняло ряд интересных инициатив. Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, действовавшие в области в текущем году, продлены и на 2015-2017гг. Региональное правительство предусмотрело в законопроекте о бюджете на следующий год значительное снижение ставки налогов на прибыль и имущество организаций (в том числе работающих в сфере газотранспортировки, ТЭК и естественных монополий); налогов, взимаемых в рамках УСН и некоторых других.

Уже в следующем году в регионе могут быть введены так называемые патенты для самозанятых, инициативу создания которых озвучил ранее губернатор Владимир Якушев. Тюменская область стала регионом-инициатором подобной меры, презентацию которой в Москве проводила бизнес-омбудсмен региона Лариса Невидайло. Уполномоченный по правам предпринимателей заявила, что таким способом регион планирует вернуть предпринимателей либо свернувших работу, либо «ушедших в тень» после повышения налогов в 2013г.

Интерес к данной инициативе подогревается тем, что она не вполне соответствует действиям федеральной власти. У последней смягчить условия работы бизнеса пока не получается. Может ли Тюменская область улучшить бизнес-климат региональными мерами? Не чревато ли подобное решение бюджетными рисками? Стоит ли ждать перетока бизнеса в Тюменскую область из других регионов? Эти вопросы стали предметом анализа экспертного онлайн-клуба.

В онлайн обсуждении «Клуба Регионов» приняли участие:

Сергей Валентей , научный руководитель РЭО им. Г.В. Плеханова, профессор, доктор экономических наук;

Наталья Дмитриева , доцент факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти;

Дмитрий Журавлев , политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем;

Валерий Кошелев , декан экономического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор;

Лариса Невидайло , уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области;

Тимур Нигматуллин , эксперт по инвестициям;

Эдуард Омаров , председатель тюменской регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ»;

Сергей Разуваев , сопредседатель регионального совета «Деловой России», руководитель группы компаний «Маркетинг Консультант».

Анализируя любую меру, стоит обратить внимание на мнение тех, на кого она направлена. В необходимости «движения навстречу бизнесу» убежден сопредседатель регионального совета «Деловой России», руководитель группы компаний «Маркетинг Консультант» Сергей Разуваев: «Любое снижение налогового бремени на «чистый» бизнес является плюсом, особенно в трудные времена. И весь прогрессивный мир для стимулирования экономики и наполнения бюджета понижает налог. Любое разумное движение навстречу бизнесу имеет положительный эффект.

Я как предприниматель нуждаюсь в том, чтобы государство не вмешивалось в мою деятельность. Дайте правила, по которым я буду работать десятилетиями, не меняйте их, или меняйте планово, предсказуемо! Требуется невмешательство и разумное изменение. А если государство снизит налоги, то я высвободившиеся средства направлю на развитие бизнеса».

Справка: Согласно информации Росстата, с 2010 по 2012 гг. число фактически действующих ИП в России увеличилось с 1 914,3 млн чел. до 2 6128,9 млн чел., а количество наемных работников за этот же период сократилось более чем на полмиллиона (с 2787, 6 до 2214,2 млн чел.).

Средняя численность работников в среднем бизнесе составила в 2012г. 127 чел., в малом — 6.

За указанный период на предприятиях малого и среднего бизнеса выросла и среднемесячная заработная плата (более чем на 4 тыс. руб.).

На необходимости налогового послабления настаивает и Лариса Невидайло, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области, уже отстаивавшая в Москве меры поддержки бизнеса: «Минимальная ставка по УСН в Тюменской области остается неизменной уже на протяжении нескольких лет подряд. Решение оставить пятипроцентную ставку на 2015г. — именно сейчас, в условиях нестабильной и плохо предсказуемой экономической ситуации — это решение очень смелое, может быть даже рискованное, но очень правильное и знаковое. Это лучшее подтверждение благоприятности делового климата в Тюменской области.

Что касается наполняемости бюджета, то «выкручивание рук» бизнесу — в виде повышения налогов или введения новых — это ведь не гарантия бюджетного спокойствия. Что будет, если малый и средний бизнес, который в основном и использует УСН, не выдержит и закроется? Тогда налоги вообще платить будет некому, а оставшиеся без работы люди окажутся в лучшем случае на бирже труда, а в худшем — просто на улице».

Справка: Число предприятий МСБ в Тюменской области заметно менялось в 2010-2012гг. Число средних предприятий имело тенденцию к уменьшению (с 296 до 193), так что инициатива губернатора Владимира Якушева своевременна. Число же малых предприятий увеличивалось (с 23 517 до 31 900).

Малый и средний бизнес Тюменской области демонстрирует рост сальдированного финансового результата за последние годы.

Ситуацию, предшествовавшую данному решению, описывает Эдуард Омаров, председатель тюменской регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ»: «По этому вопросу (увеличение или введение налоговых сборов с малого бизнеса) мы провели очень много слушаний, где собиралось большое количество экспертов, которые и давали оценку принимаемых мер. Все экспертные анализы показали, что сегодня повышение налоговой нагрузки будет мощнейшим образом отражаться на собираемости налогов не в лучшую сторону. Это тенденция последних лет. Мы были на встрече ОНФ с Татьяной Голиковой в Москве, она выступила и сказала, что ожидание от повышения ставок по ЕСН не оправдались, сборов стало меньше. Это же подтверждают наши экспертные оценки. Губернатор Тюменской области, взвесив, посоветовавшись, принял встречное решение. Он понимает, что налоговая нагрузка сегодня для бизнеса критична и каждое увеличение хотя бы на один рубль будет снижать поступление вдвое.

И он принял более взвешенное решение, внеся в областную думу предложение по снижению налогов».

В том, что принятое решение в перспективе даст устойчивость малому и среднему бизнесу уверена Лариса Невидайло: «С 2011г. Налоговый кодекс РФ редактировался 142 (!) раза. Ежегодно в него вносится более 30 различных изменений, уследить за которыми порой просто невозможно, особенно если мы говорим о малых и микопредприятиях, где предприниматель — юрист и бухгалтер в одном лице. Поэтому мы совместно с думским комитетом по экономической политике и недропользованию разработали законопроект «О временном запрете на увеличение налоговой нагрузки для малых предприятий в РФ». 18 декабря его будет рассматривать областная дума. Реализация такого предложения создаст условия для перспективного планирования деятельности. Предприниматели смогут работать, не опасаясь резких мер со стороны государства. Это обеспечит тот самый запас стабильности и горизонт планирования, которых сегодня так не хватает российскому предпринимательству, чтобы вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты».

Справка: По данным ФНС РФ, основная ставка налога на прибыль в России составляет 20%: 2% — федеральная часть, 18% — региональная, причем регионы не могут понижать ставку более чем до 13,5%. Таким образом, Тюменская область понизила ставку почти до обозначенного законодательством минимума.

Налог на имущество — исключительно региональный. Согласно Налоговому кодексу, налоговые ставки регионов не могут превышать 2,2%. Кроме того, на последующие годы запланировано постепенное повышение ставки данного налога для отдельных категорий объектов.

Позитивно воспринимает реализуемые в Тюменской области меры Валерий Кошелев, декан экономического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор: «Понижение — это правильно, потому что в нашей экономике малому и среднему бизнесу места все меньше и меньше, и, конечно, нужно давать им простор. Это абсолютно естественно, чтобы люди находили себя в бизнесе, в работе, чтобы были новые рабочие места, чтобы каждый мог себя прокормить, да еще и платить, пусть небольшие, но все-таки деньги в бюджет. Я считаю, что это правильный тренд — давать дополнительные возможности малому и среднему бизнесу, улучшая те неблагоприятные условия, в которых он находится практически во всех отраслях».

С коллегой согласен политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, отмечающий общий позитивный инвестиционный фон как еще один значимый результат проводимых мер: «Это будет иметь позитивный результат. Поскольку это мелкий и средний бизнес, мера вряд ли приведет к перетоку капитала, потому что капитал перетекает в тот регион, где условия лучше, но средний бизнес менее мобилен (обычно в рамках одного субъекта) и переносить торговую палатку в соседнюю область просто глупо.

Мне думается, что в данном случае федеральная инициатива менее рациональна, потому что меньшие налоги, но с больших оборотов — как правило, лучше, чем большие налоги с меньших оборотов.

Кроме того, снижение налогов в регионе — это, конечно, сигнал и приглашение и для крупных бизнес-игроков в регион. И они с удовольствием туда пойдут, потому что налоговая экономия в сегодняшних напряженных экономических условиях необходима бизнесу».

Тимур Нигматуллин, эксперт по инвестициям, называет подобный способ стимулирования экономики наилучшим, в то же время упоминая о возможных рисках: «Сейчас заметны кризисные явления в российской экономике и есть три варианта стимулирования экономического роста. Можно понизить процентные ставки и сделать мягко-монетарную политику, но это чревато ростом инфляции, потому что в стране велика доля сырьевого экспортного сектора. Дешевые деньги в принципе не могут повысить зарубежный спрос и, соответственно, рост производства. Можно реализовать госпроекты — отстроить инфраструктуру — но это не очень эффективно тоже. Во-первых, это делается долго, несколько лет (проектирование, строительство и т.д.), во-вторых, влияет коррупционная составляющая. Таким образом, этот способ нам также не очень подходит.

Третий способ — это понижение налоговой нагрузки. Он намного более эффективен. Единственное ограничение — определенные риски для бюджета, в том числе регионального. Но я бы не стал их преувеличивать, потому что межбюджетный трансферт эти риски компенсирует. В ближайшие годы бюджетные риски пока невелики».

Не видит особых рисков для регионального бюджета и Сергей Валентей, научный руководитель РЭО им. Г.В. Плеханова, профессор, доктор экономических наук: «Никаких рисков для региона нет. Бюджет формируется из отчислений соответствующих, чем меньше у вас хозяйствующих субъектов, тем меньше отчислений. Чем больше малого бизнеса, чем более он развит, тем больше людей в нем заняты (не только хозяева, но и наемные работники). Весь мир доказал, что малый бизнес является безальтернативным источником роста занятости. Если вы создаете условия для снижения налогов, то недополучение налогов компенсируете за счет того, что у вас увеличивается абсолютная масса предпринимателей.

Справка: По данным ФНС РФ, объем поступлений по налогу на прибыль в 2013г. в целом по стране заметно упал: поступления в федеральный бюджет сократились на 6,3%, в региональные — на 13,1%. Что касается налога на имущество (полностью регионального), то его объем вырос на 14%. Таким образом, перспективы хорошей собираемости характерны именно для региональных налогов.

Наталья Дмитриева, доцент факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти, напоминает о необходимости подкрепись заявленные меры «неналоговыми» стимулами: «Прежде всего, само по себе снижение налоговых ставок с точки зрения развития предпринимательства (особенно малого) — это позитивное явление. Но здесь возможны риски и последствия, поэтому одна только эта мера работать не будет, поэтому данной меры необходимо разработать другие, по неналоговому стимулированию. Бизнес должен быть заинтересован в льготах, но при этом нужны и другие способы мотивации.

Только системный пакет мер позволит сделать меру по снижению налоговых ставок эффективной. Необходимо контроль соответствия условиям предоставления налоговых льгот. При наличии системы друг друга поддерживающих мер каждая из них принесет положительный эффект».

Мысль коллеги развивает Сергей Валентей, который рекомендует обратить внимание на упрощение процедур регистрации малого бизнеса: «Я думаю, что мера Тюменской области по облегчению налогового бремени — это очень хорошо, следующее, что надо бы сделать, — облегчить доступ к занятию малым бизнесом (сократить количество необходимых бумаг, прижать конторы, собирающие взятки).

Эдуард Омаров, владея ситуацией «изнутри», уверен, что внимание власти к бизнесу не ограничится уже принятыми мерами: «Эта мера, вкупе с нашими новыми предложениями (уже больше года лоббируем идею с помощью патента вовлечь в правовую орбиту незарегистрированных предпринимателей) как минимум сохранит налоговое поступление и количество налогоплательщиков, а при хорошем раскладе — и увеличит налоговое поступление.

Работать с малым и средним бизнесом сейчас должен каждый регион, используя все имеющиеся ресурсы и преимущества. И ключевым фактором успеха (как и в большинстве случаев) является политическая воля».

Сергей Валентей отмечает, что подобные действия региональных властей по снижению налогов вполне логичны, так как малый и средний бизнес находится в поле ответственности именно регионов и местного самоуправления: «Все зависит от того, в какой мере предприниматель поверит. Малый бизнес не верит ничему, отказывается работать, потому что боится, что сегодня льготу ввели, а завтра отменят. Но саму идею можно только приветствовать. Об этом всегда давно говорится, причем федеральный центр не может организовать малый бизнес, не может помочь ему развиваться. Этим должны заниматься субъекты Федерации и муниципалитеты».

Эдуард Омаров подчеркивает, что на подобные реформы способны не только регионы-доноры: «Уровень доходов регионов на эффективность предлагаемых мер никак не влияет абсолютно. Экспертное мнение из регионов с более скромным бюджетом показывает, что тенденция одна и та же. Повышение налогов снижает собираемость и наоборот — как бумеранг. Здесь только играет главную роль понимание ситуации, грамотность и волевое решение руководителя региона.

Глава Тюменской области, Владимир Якушев уверен, что предпринимаемые меры могут защитить регион от последствий печально известного «налогового маневра», обескровливающего нефтяные регионы. Не менее важной является и самоорганизация предпринимательского сообщества, которое должно стать союзником региональной власти, о чем также постоянно напоминает Якушев: «Важно, чтобы само предпринимательское сообщество осуждало махинации с налогами. Любовь должна быть взаимной. Власть идет навстречу бизнесу, соответственно, бизнес должен выступать с открытым забралом».

Меры поддержки малого и среднего бизнеса на региональном и даже муниципальном уровне перестают быть «благим пожеланием» и становятся насущной необходимостью. В этом смысле опыт Тюменской области может оказаться полезным другим регионам, а значит целесообразным стало бы его распространением по линии торгово-промышленных палат и бизнес-омбудсменов.

http://www.club-rf.ru/theme/382