Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Коллапса в «автогражданке» удалось избежать

15.11.2014

Но эксперты считают, что кризис на рынке ОСАГО не преодолен.

1 октября тарифы на страхование автогражданской ответственности автомобилистов выросли на 23 — 30%. Выведет ли эта мера страховые компании из кризиса? 12 ноября эксперты ответили на этот вопрос во время «круглого стола» «Новые тарифы ОСАГО: итоги и прогнозы».

КАК СПАСАЛИ ОСАГО

Кризис на рынке «автогражданки» назревал многие годы. Закон об ОСАГО вступил в силу в 2002 году. С тех пор цены на запчасти выросли существенно, выросли выплаты, а страховые тарифы не менялись ни разу. Эксперты заметили в 2013 году: крупные страховые компании замораживают работу своих филиалов или совсем уходят из отдельных регионов. Центробанк, который с недавнего времени занимается регулированием страхового рынка, вовремя предпринял меры по его стабилизации, а также скорректировал тарифы на «автогражданку».

— Если бы этого не было сделано, то рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен, — пояснил глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы России Александр Коваль.

По расчетам компании Akteon Asset Management, если бы ЦБ не увеличил страховые тарифы, то рентабельность страхования автогражданской ответственности была бы отрицательной, а уровень убыточности превысил бы 107 — 109%.

— Проще говоря, крупные страховые компании ушли бы из регионов, а мелкие усилили бы демпинг, — обрисовал возможное будущее рынка ОСАГО управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. — Среди мелких страховщиков много компаний однодневок, которые деньги за страховки собирают, а выплачивать в результате страхового случая не собираются. Поэтому можно сказать, что мегарегулятор смог спасти рынок от обрушения.

Еще в июле 2014 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» разработало несколько сценариев развития экономической ситуации на рынке ОСАГО. Один из вариантов предусматривал повышение лимитов на выплату по «железу» до 400 тысяч рублей и сохранение страховых тарифов на прежнем уровне. Расчеты показали, что при таком сценарии развития событий работа страховщиков была бы убыточна в 59 регионах России (вместе с Севастополем и Крымом в России 85 регионов), а к концу 2015 года — в 75 регионах.

ГОТОВЫ «ГОЛОСОВАТЬ РУБЛЕМ»

— Готовы ли они вернуться в регионы? — спросил вчера у трех руководителей крупных страховых компаний. В ответ услышал осторожное: «Посмотрим на дальнейшее развитие событий», — поделился Александр Коваль.

В чем причина? Да, ЦБ поднял страховые тарифы, что позволило стабилизировать ситуацию на рынке автогражданской ответственности. Но кризис еще не пройден.

— Почти в половине регионов России ОСАГО остается убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов, — делится наблюдениями Саид Гафуров, научный руководитель Исследовательского центра «ВВП». — Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов…

Другое дело, что преобразования на рынке «автогражданки» продолжаются. В апреле 2015 года с 160 до 500 тыс. руб. будут увеличены лимиты на выплаты «по жизни и здоровью». Одновременно с этим скорректируются и тарифы на полисы. Могут подрасти и региональные коэффициенты (по оценкам экспертов это требуется в 63 регионах).

— Тариф вырастет еще раз, это неизбежно, но при этом ОСАГО будет доступным. В том смысле, что в регионах уже не будет проблемы застраховаться, а страховщики не будут уходить, — говорит Александр Коваль.

Причем население к дополнительным расходам готово.

— Согласно данным ВЦИОМа и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в инфляции, — напоминает Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем. — Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать рублем», лишь бы ОСАГО оставалось в их регионах.

Страховые лимиты ОСАГО по «железу» выросли до 400 тысяч рублей. Пришлось повысить и стоимость полиса.