Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Евразийский союз — развитие в агрессивной среде

12.11.2014

Евразийский союз — развитие в агрессивной среде

Размышления политолога об экономическом союзе

Евразийский союз заработал. Конечно, это только начало, но все эксперты согласны, что начало многообещающее.

Впрочем, как всегда и бывает, радость одних вызывает обеспокоенность у других. В нашем случае обеспокоен Запад. Ему никогда не нравился проект Евразийского экономического союза. Соединенные Штаты с самого начала усмотрели в нем попытку возрождения СССР и устами тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон заявили, что постараются этого не допустить.

Что из этого следует?

А то, что при строительстве Евразийского союза мы должны исходить из того, что это не будет исключительно внутренний экономический процесс, что страны-участники будут подвергаться внешнему давлению. А это в свою очередь означает: то, что само по себе не является проблемой, в условиях враждебной внешней среды может ею стать. И здесь экспертным сообществом выделяются два серьезных фактора, которые нельзя не учитывать в процессе становления объединения.

1. Время. Развитие союза запаздывает. Десять лет от подписания договора до полноценного работающего союза — слишком много. Нам просто не дадут столько времени. На союз и его членов будет оказываться постоянное давление — кризис на Украине показал, как это будет делаться. Более того именно запаздывание полноценной евразийской интеграции и является одной из его причин. Поэтому, чтобы сохранить и развивать наше объединение, процесс его формирования необходимо многократно ускорить.

2. Широта вовлеченности людей в интеграционный процесс. Сегодня интеграция ведется на таком высоком макроэкономическом уровне, что даже в бизнесе ее преимущества ощущают только крупные ресурсодобывающие игроки, а простые предприниматели, как и рядовые граждане, не видят никаких изменений. Но для устойчивости союза необходимо, чтобы жители всех стран, входящих в ЕАЭС, почувствовали выгоду от объединения. Как говорит Алексей Власов, гендиректор информационно-аналитического центра МГУ, ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по делам СНГ, » интеграция должна влиять на улучшение стандартов качества жизни». Только в этом случае союз станет союзом народов, а не государств и сможет выдержать любое внешнее давление.

На самом деле ничего фатального в данных трудностях нет. Оба фактора — детские болезни, болезни роста. Если бы мы находились в спокойных условиях, в которых, например, находился в свое время Европейский союз, то прошли бы эти узкие места, даже не заметив их. Ведь чтобы преимущества союза дошли до всех и реально повлияли на улучшение стандартов качества жизни, нужна только работа над интеграцией в течение некоторого времени. Но в том то и дело, что найдутся силы, которые не захотят нам его дать.

Что же делать?

Казалось бы, ответ прост — необходимо максимально ускорить разработку, принятие и введение в действие всех нормативных документов — причем в ближайшее время. Но в реальности не все так легко. Образно говоря, интеграционное объединение — это не механизм, а организм, поэтому возможности ускорения здесь совсем не велики. Экономики наших стран хоть и вышли из одного советского корня, весьма различны. Например, у нас разное налогообложение. Если в Белоруссии НДС составляет 20%, в России — 18%, то в Казахстане — 12%. НДФЛ в России 13%, в Белоруссии — 12%, а в Казахстане — 10%. Резкое изменение налоговой системы ударит по бизнесу, поэтому спешка тут опасна. То есть необходимо создать такую налоговую систему, которая не ущемляла бы ничьих интересов и не била бы по экономикам стран-участниц. Не говоря уже о том, что ее в принципе очень трудно быстро создать, ее невозможно быстро ввести — нужен плавный, поэтапный переход.

Второй пример — финансовая система: вводить ли единую валюту и как быстро? Финансовые системы наших стран также существенно отличаются. Пока ценробанки договорились о едином надзоре и информационном обмене, а единый центробанк и единая валюта ожидаются к 2025 году. Правда, проблема усложняется вступлением новых членов — Армении , а в дальнейшем Киргизии и Таджикистана . По мнению экспертов, их финансовые системы к единой валюте просто не готовы. Так что здесь говорить о резком ускорении тоже не приходится.

И что тогда нам остается?

Поспешать не спеша. Напомним, Евросоюзу потребовалось полвека для своего развертывания. Также и в случае объединения наших стран — нужно продолжать медленную, кропотливую работу по выращиванию дерева Евразийского союза, ведь если излишне торопиться, вместо живого организма можно получить картонную копию в натуральную величину. Первые успехи на интеграционном пути уже есть, в частности упомянутые выше договоренности между центробанками. Ведется работа по унификации налоговой системы. Перспективы у союза большие, а может быть, у нас вообще нет другого пути. Украинский кризис показал, что на Западе у нас нет союзников — только партнеры, а партнеры уважают силу. Наше объединение и есть та самая сила.

Как же защитить союз на этапе его становления? Например, чтобы укрепить поддержку объединения и стимулировать вовлечение малого и среднего бизнеса в интеграционные процессы, мы можем использовать хорошо нам знакомый инструмент — межрегиональное сотрудничество. На этом уровне многих макропроблем просто нет, а благодаря короткому плечу принятия решений все процессы идут в ускоренном режиме. Именно на региональном уровне работает малый и средний бизнес и определяются стандарты качества жизни. Опыт межрегионального сотрудничества у нас огромный, и здесь наш союз уже сложился и работает. По мере развертывания объединения межгосударственный уровень догонит межрегиональный. Так что межрегиональное сотрудничество — это не просто одно из направлений: сегодня это важнейшее направление развития Евразийского союза, которое позволит новому объединению преодолеть ловушки и проблемы становления и взросления.

Однако здесь тоже есть свои тонкости. Межрегиональное сотрудничество — особенно малого и среднего бизнеса — имеет опасность так и остаться на уровне взаимной торговли, а сегодня необходимы более глубокие формы взаимодействия — выстраивание технологических цепочек, в первую очередь в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому так интересен российско-казахстанский опыт, значительная часть которого как раз и относится к партнерству в таких областях. В частности, весьма показателен XI Форум межрегионального сотрудничества, прошедший в конце сентября в Атырау: на нем в числе прочего обсуждались вопросы сотрудничества в сфере добычи и переработки углеводородов. Переработка всегда была высокотехнологичной отраслью, а сегодня, по мере сокращения легко добываемых запасов, таковой становится и добыча.

Для наших стран эти отрасли — одни из важнейших, и здесь большой опыт взаимовыгодного сотрудничества накоплен именно на межрегиональном уровне.

Приведем два примера из выступлений в Атырау:

1. Ю. Берг, губернатор Оренбургской области: «Перспективы нашего дальнейшего партнерства мы связываем с тремя основными направлениями. Первое — создание на базе Оренбургского нефтеперерабатывающего комплекса инновационного газохимического кластера. Реализация этой инициативы позволит привлечь российских и казахстанских недропользователей в качестве резидентов кластера и будет стимулировать утилизацию добываемого попутного нефтяного газа с получением продукции высокого передела. Второе направление российско-казахстанского сотрудничества — создание международного центра низких температур и криотехнологий на базе производственных площадей Оренбургского гелиевого завода. Это будет реальный и весомый вклад в ускорение перехода экономик наших стран на инновационный путь развития. Третье направление — образование. В Оренбурге действует филиал Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина, а также центр по подготовке кадров ООО «Газпром добыча Оренбург». Для расширения сотрудничества и обмена опытом считаем целесообразным создание евразийского центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для нефтегазовой отрасли».

2. Р. Хамитов, президент Башкирии: «Возможности для наращивания развития сотрудничества нашей республики с Казахстаном очень хорошие. В частности, у нас многолетние традиционные связи в области нефтепереработки. Башкирские ученые внесли важный вклад в развитие и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в Атырау, Шымкенте, Павлодаре».

Как мы видим, успехи в сотрудничестве налицо и возможности для дальнейшего развития тоже. Причем значительная часть этих успехов связана именно с тем, что сотрудничество идет на межрегиональном уровне. Об этом очень точно сказал тот же Р. Хамитов: «Взаимодействие важно организовать, прежде всего, в формате «регион с регионом». Сама жизнь ставит перед нами задачи тесной горизонтальной интеграции регионов государств-партнеров, развития торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Успешный опыт такой работы у нас есть».

В сухом остатке…

Развитие Евразийского союза есть важнейшее необходимое условие развития государств, в этот союз входящих. Между тем в силу молодости новое объединение еще не успело продемонстрировать свои преимущества широким слоям бизнеса и рядовых граждан стран-участниц. В этих условиях внешнее давление становится серьезной угрозой для ЕАЭС. Но поскольку развитие союза — естественный процесс, резко ускорить его нельзя, иначе объединение не будет живым, органичным. Поэтому единственный выход — совмещение медленного созревания союза на макроуровне с активной работой на уровне региональном, в ходе которой гораздо проще повышать качество жизни населения.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем

Полная версия статьи — в научно-публицистическом журнале «ЕвроАзия: аналитика и прогнозы», №2(10) , ноябрь 2014 г.

Евразийский союз — развитие в агрессивной среде

http://www.ia-centr.ru/expert/19468/