Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Спасут ли региональные бюджеты сборы с торговцев, таксистов, туристов и общепита?

23.09.2014

На инвестиционном форуме Сочи-2014 премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что правительство отказалось от налога с продаж. Вместо него регионы с 2015 года смогут вводить сборы с торговых площадей, общепита, такси, а также туристов. Решат ли они бюджетные проблемы регионов?

Михаил Халецкий, старший юрист юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры»: Пока не опубликованы проекты законодательных актов о введении новых сборов, трудно обсуждать их эффективность. Большинство из озвученных Медведевым сборов уже взимались в России в начале 90-х гг. и тогда их эффективность была практически нулевой из-за слабости фискального аппарата государства и высокого удельного веса теневой экономики. Текущая экономическая ситуация в России является качественно иной, поэтому собираемость сборов может быть достаточно высокой.

Идея правительства заключается в предоставлении всем субъектам РФ права вводить определенный набор сборов. Впоследствии каждый субъект РФ уже сам с учетом экономической ситуации будет принимать решение о введении того или иного сбора и об определении конкретных условий его взимания в пределах, устанавливаемых федеральным законодателем. Такой порядок введения сборов является абсолютно законным.

Предприниматели, безусловно, переложат возросшее фискальное бремя на потребителей, что приведет к росту цен в соответствующих секторах экономики. При этом нужно учесть особенности взимания сборов — большинство из них уплачивается, как правило, ежегодно и авансом — т.е. до начала осуществления предпринимательской деятельности. Вследствие этого, учитывая риски, связанные с предпринимательской деятельностью, большинство бизнесменов пожелают заложить в бизнес-модель расходы на уплату сборов в двойном или тройном размере, чтобы даже в условиях неуспешности своей деятельности гарантировано окупить сумму сборов.

Экономические последствия введения сборов будут также очень сильно зависеть от их параметров. Если размеры сборов будут чрезмерно велики, то значительная часть бизнеса предпочтет уйти в тень и платить взятки при проверках. Если размеры сборов будут умеренными, а риски, связанные с противоправным поведением, высокими, то главным экономическим последствием введения сборов будет увеличение темпов инфляции. Однако, учитывая, что оцениваемые поступления от новых сборов будут не высокими (примерно в 3-4 раза меньше, чем вероятные поступления от налога с продаж), в масштабах страны эффект будет незначительным. Кроме того, введение новых сборов может привести к изменению в сфере потребительских предпочтений. Так введение курортного сбора сделает российские курорты менее предпочтительными перед зарубежными, где подобные сборы не взимаются, что может привести к снижению доли внутреннего туризма.

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе : На мой взгляд, подобные сборы вряд ли можно назвать полноценной заменой налога с продаж. С одной стороны, будут меньше сами поступления в денежном выражении, с другой стороны — их сложнее администрировать. Тем не менее, я считаю их введение позитивной новостью, так как это, при прочих равных, повысит устойчивость региональных бюджетов и диверсифицирует их доходную часть. При этом инфляционный эффект будет минимальным в виду наличия возможности «тонкой настройки» соответствующих сборов в каждом регионе.

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» : На самом деле до оценки данного предложения пока далеко — для этого нужны конкретные, проработанные варианты того, как это будет функционировать. Но сейчас, по крайней мере, можно говорить о том, что такой вариант будет проще с точки зрения администрирования данных сборов, повышения собираемости, а значит, будет проще планировать поступления в бюджет, не закладываясь на выпадающие из-за серых схем доходы. Если же говорить про влияния данных мер на инфляцию, то это будет зависеть от множества факторов. Во-первых, будут ли новые сборы по масштабу соизмеримы с «отложенным в долгий ящик» налогом с продаж. Во-вторых, будут ли они однородными для разных категорий бизнеса. Например, туристическая отрасль, скорее всего, переложить большую часть дополнительных издержек на потребителя (так было бы и с налогом с продаж). А вот специфика ресторанного бизнеса, полагаю, позволяет часть издержек взять на себя, тем самым снизив рентабельность, но существенно не повысив отпускные цены для потребителей. Для бизнеса оба подхода являются дополнительной нагрузкой, весь вопрос в том, как будут влиять дополнительные сборы на инфляцию, и на рентабельность каких конкретно отрасли экономики они будут давить.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ : В принципе такие сборы позволят пополнить бюджеты регионов. Но здесь заложено противоречие. Платить эти сборы, в конечном счете, будет потребитель. Поэтому наиболее эффективными они будут в богатых регионах, где и больших проблем с бюджетом нет. А в бедных регионах, где нужно латать бюджет и население бедное, ему просто нечем платить этот сбор. Единственный выход для людей — меньше потреблять, что также ударит по производителю и налогооблагаемой базе.

На уровень инфляции сборы повлияют абсолютно так же как налог с продаж. Продавец не благотворитель, и все, что возьмут с него, он возьмет с покупателя. Поэтому весь сбор будет «зашит» в цену и приведет к новому витку инфляции. При этом кто-то из малого бизнеса, бесспорно, попытается уйти в тень. Но не это главная проблема. Неизбежное повышение цен снизит реальный спрос, а значит, сузится рынок, и для части малого бизнеса просто не останется места. Конкуренция станет жестче, но потребителю от этого не станет лучше, потому что цены будут не падать, а расти.

http://kapital-rus.ru/articles/article/260820/