Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Министерство финансов выступило с новой инициативой

17.01.2014

Недавно министерство финансов выступило с законопроектом по изменению бюджетного кодекса. Вносимые изменения предусматривают право президента отстранять губернаторов в случае, если долг региона превысит 10% от суммарных доходов региональной казны. Кроме того, возможно введение «внешнего финансового управления», то есть передача управления финансами региона или муниципального образования назначенным федеральными властями управляющим.
Причина такого нововведения очевидна. Долги регионов перед коммерческими кредиторами постоянно растут. Регион – не коммерческая компания, здесь не уйдешь от долгов с помощью банкротства. Если регионы не смогут расплатиться, то платить за них, в конечном счете, будет федерация. Региональные руководители практически не несут за эти долги никакой ответственности, ведь берут в долг не они лично, а регионы. Поэтому озабоченность Министерства финансов и Правительства вполне понятна.
Но встает вопрос, какие причины порождают все нарастающий региональный долг?
Одну из этих причин мы уже назвали – это системная безответственность региональных чиновников в этом вопросе. Дело не в том, что региональные руководители – плохие люди или плохие руководители (хотя и такие встречаются) а в том, что судьба и карьера руководителя очень мало зависит от наличия или отсутствия у его региона долгов. Предложения министерства финансов направлены на ликвидацию этой причины.
Но дело в том, что есть ещё и вторая. «Майские указы» требуют немалых средств. Правительство при определении нагрузки на регионы исходило из того, что регионы будут привлекать частные инвестиции, а не частные кредиты. Но беда, что наш советский опыт совершенно не учит привлекать инвестиции. И региональные чиновники это делать пока не умеют. Когда Министром экономического развития был Андрей Белоусов, он приложил огромные усилия для создания инвестиционной инфраструктуры. Но даже эти усилия не могут дать мгновенного результата по всей стране, (где-то результат есть, где-то его нет). Поэтому неполученные инвестиции заменили кредитами. Чтобы решить эту проблему, необходима кропотливая работа. Да и то, в условиях неблагоприятной экономической ситуации на самом западе и традиционного недоверия запада к России, неизвестно сколько и каких инвестиций удастся привлечь. Так что все очень сложно.
На наш взгляд, для решения этой проблемы в сжатые сроки нужно пойти на изменения структуры налогообложения, увеличив объем налогов, остающихся в регионах. Об этом говорил Президент, но конкретные решения пока не приняты. И причины этого, на наш взгляд, не только экономические. Увеличение средств, остающихся в регионах при выборности губернаторов, превращает федерацию в надстройку над регионами. А это в наших условиях очень опасно. Но без такого решения выполнение «майских указов» силами регионов будет трудновыполнимой задачей.
Кстати, предложения Министерства финансов частично решают эту задачу. Вместо административной и налоговой вертикали, предлагается вертикаль долговая, когда власть федеральная через долги может вмешиваться как в экономические, так и в кадровые решения всех уровней власти. Правда, работать такая система будет лишь до тех пор, пока основные деньги находятся на федеральном уровне. Так что без налоговой вертикали долговая тоже будет слабой.