Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Премьер взял на себя контроль ситуации на Дальнем Востоке

09.09.2013

На фоне беспрецедентного наводнения на Дальнем Востоке произошли кардинальные кадровые изменения: был освобожден от своей должности Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, на его места назначен Юрий Трутнев, занимавший ранее пост министра природопользования, а до этого бывший губернатором Пермской области. Причм Юрий Трутнев стал еще ещё и вице-премьером, тогда как Виктор Ишаев такого статуса не имел. Ушел со своего поста глава фонда развития Дальнего Востока Павел Грачев. И наконец, Председатель правительства Дмитрий Медведев возглавил правительственную комиссию по развитию Дальнего Востока.
Некоторые эксперты видят причины этих кадровых перестановок в самом наводнении, которое обнажило проблемы региона, и заставило принять эти решения. Но с этим трудно согласиться. Во-первых, представители правительства прямо опровергают такую гипотезу: глава аппарата правительства Сергей Приходько заявил, что назначение Трутнева было плановым. Во-вторых, и это гораздо важнее, вопрос о проблемах на Дальнем Востоке неоднократно ставился и в первую очередь самим Ишаевым, этот вопрос обсуждался на всех уровнях, включая заседания кабинета министров; была принята гигантская программа развития региона, предусматривающая инвестиции в сотни миллиардов. Вряд ли наводнение могло высветить что-то такое, о чем не говорил сам Ишаев и поэтому вряд ли здесь есть, за что его снимать.
Но если дело не в наводнении, то в чем оно?
На наш взгляд, дело как раз в этой программе по развитию Дальнего Востока. Дальний Восток – наверное, самый богатый регион России, но его развитие не возможно без развития инфраструктуры – любое производство бессмысленно, с него если нельзя или очень дорого вывозить произведенную продукцию. Но инфраструктурные проекты маленькими не бывают, они очень и очень дороги, и прямой прибыли зачастую не приносят. Поэтому отдельный частный инвестор не будет браться за такие проекты, и, следовательно, осуществлять такие проекты должно государство. (Кстати все наиболее крупные инфраструктурные проекты на западе тоже осуществляло государство). На этой позиции стоял Ишаев, и он смог убедить руководство страны – появилась программа развития Дальнего Востока. Но уже при обсуждении данной программы на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов высказал сомнения в обеспеченности данной программы финансовыми ресурсами – проще говоря, государству в сегодняшних условиях не просто найти необходимые для реализации программы деньги. Но без развития инфраструктуры мы обрекаем регион на деградацию, и вообще, рискуем остаться без Дальнего Востока. Поэтому программа была принята, несмотря на сомнения министра финансов. Но сами сомнения остались.
Трутнев предложил решение проблемы – модернизировать регион не только за счет государственных, но и за счет частных инвестиций. В свое время Трутнев продемонстрировал способность привлекать деньги, будучи губернаторам Пермской области. Как автор идеи и как опытный практик Трутнев был обречен сменить Ишаева. К Ишаеву нет претензий – просто его концепция развития Дальнего Востока оказалась не по карману правительству, и его сменил Трутнев, потому что его концепция дешевле, что в условиях финансового напряжения становится синонимом слова «реалистичнее». Так что все логично, и ничего личного.
Но мне могут задать вопрос: а причем здесь само назначение Дмитрия Медведева? А между тем, логика здесь очевидна: если мы переходим от государственных капитальных вложений к частно-государственному партнерству, предусматривающему частные инвестиции, то значения гарантий возрастает многократно. Свое без надежных гарантий никто не отдаст (не вложит). Существует устойчивое мнение, что гарантии в России тем надежнее, чем выше положение чиновника, который их дает, и чем более глубоко этот чиновник вовлечен в процесс, по поводу которого он дает гарантии. Медведев в соответствии с этими критериями фигура идеальная, особенно для западных инвесторов. Во-первых, на западе его любят – он демонстрирует либеральные экономические взгляды, он не позволяет слишком резких высказываний по поводу запада. Во-вторых, как второй человек в государстве, он обладает достаточным авторитетом. И на конец, в-третьих, как премьер-министр, традиционно отвечающий в России за экономику, он достаточно погружен в экономическую конкретику, чтобы инвесторы поверили в его способность эффективно контролировать ситуацию. Назначение Медведева главой комиссии по развитию Дальнего Востока резко повышает вероятность привлечения иностранных инвестиций. Так что повторим – все логично.
А в целом, на наш взгляд, все эти кадровые назначения не что иное, как кадровая подготовка перехода от государственной к частно-государственной концепции Дальнего Востока.