Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Трудные времена богатства

09.08.2013

Фонд общественного мнения «Омнибус» и некоммерческая исследовательская служба «Среда» провели исследование об отношении россиян к РПЦ.
Одним из вопросов, поставленных в исследовании, был следующим: какой вы хотите видеть РПЦ в будущем?
В будущем же россияне хотят видеть РПЦ небогатой, скромной, не склонной к стяжательству, не являющейся важной частью государственности, с менее пышными обрядами, но при этом помогающей людям, приветливой и занимающейся воспитанием молодежи и детей.
И такой ответ естественен. Тому есть две причины. Во-первых, каноническая, внутрицерковная – идеал бедности постулировался в раннем христианстве. А православная церковь наиболее близка раннему христианству. Поэтому церковное богатство кажется людям противоестественным. Во-вторых, причина социальная: богатые священники в бедной стране уже выглядят странно – ведь церковь защитник слабых и убогих. А случаи барственного хамства со стороны священников вызывают возмущение у людей, вне зависимости от их вероисповедания.
Казалось бы, решение просто – обновление церкви, движение по пути нестяжательства. Но очевидно, что данное лекарство будет горше болезни – оно с почти стопроцентной вероятностью приведет к краху РПЦ. Церковь стоит на традиции, и резкие изменения для нее смертельны. И, что ещё важнее, бедная церковь в современном мире не сможет играть серьезной роли. И тому тоже есть два основания.
Первое основание – хозяйственное: хозяйство РПЦ традиционно организовано таким образом, что материальные ресурсы, необходимые для реализации социальной функции, являются собственностью того, кто эту функцию реализует. Проще говоря, деньги, необходимые на ремонт храма, лежат в кармане священника. Бедный священник просто не сможет поддерживать храм в должном состоянии. Традиция эта древняя, она идет из того времени, когда все социальные институты были организованы по тому же принципу. Отказаться от нее можно: разделение заработной и оперативных ресурсов священнослужителей случалось в истории. Но, как мы говорили выше, отказаться от традиции для религиозной организации не только трудно, но и опасно. Кроме того, в России, где последние 20 лет любой человек, выполняющий социальную функцию, воспринимает деньги, выделенные на эту функцию, как свои собственные, попытка РПЦ уйти от этой традиции не будет правильно понята элитой, особенно региональной.
Второе основание – социальное: РПЦ, как и ряд других религиозных организаций, является частью элиты общества. Положение это возникло не сегодня и не вчера. С 26-летним перерывом (с 1917 по 1943) оно существует все 1025 лет присутствия православия на Руси. Сама структура православной церкви выстроена с учетом тесного взаимодействия со светской элитой. Именно с этим связано отсутствия жесткой вертикали управления, и ряд других качеств этой структуры. Так что РПЦ от тесной связи со светской элитой просто не может отказаться. Но дело не только в этом – без контакта со светской элитой церковь не может быть защитником слабых. Защищать слабых и бедных нужно перед сильными и богатыми, а для этого нужно обладать влиянием на них.
Таким образом, очевидно, что чтобы существовать и эффективно действовать, церковь должна быть богатой. А идеал церковной жизни – это бедность. Возникает противоречие. Правда, это противоречие существует уже тысячу лет. А значит, оно как-то разрешается. И разрешалось оно всегда в душе священника, который не должен был воспринимать материальные блага как ценность.
Беда лишь в том, что в современном российском обществе, и особенно в его элите, богатство давно стало основной ценностью. И священнику, включенному в эту элиту, очень трудно сохранить примат духовных ценностей. Воистину, сегодня самое трудное время для церкви.