Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Глобальные риски

02.07.2013

На рубеже 2050 Россия рискует потерять лидерство среди стран СНГ

На днях в Москве прошла презентация международного исследования «Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира». В исследовании, проведенном фондом «Посткризисный мир», обобщены результаты подробного опроса более чем 300 экспертов из 63 стран мира.
Судя по представленному докладу, ближайшее будущее далеко не безоблачно. Преобладает точка зрения, что время до 2050 года пройдет под знаком глобального передела сфер влияния на фоне таких проблем как растущий дефицит природных ресурсов, ухудшающаяся экология и несовершенство мировой финансовой системы.
Отдельной темой в исследовании стал прогноз в отношении трех крупнейших постсоветских государств — России, Украины и Казахстана. Высказанные экспертами оценки подводят к неожиданному на первый взгляд выводу о том, что термин «постсоветская страна» перестает быть определяющим в современной характеристике государств, некогда входивших в состав СССР.
«Общность происхождения уже перестает играть решающую роль, — считает директор фонда «Посткризисный мир» Екатерина Шипова. — Дальше каждая страна идет по своему пути.
Подтверждение этой мысли — преобладающая в международном экспертном сообществе точка зрения на ситуацию в России, Украине и Казахстане. Ее суть в том, что в 1991 году Украина в силу наиболее сбалансированной и современной на тот момент экономической системы имела самые лучшие стартовые возможности. Однако они оказались упущены, и теперь страна пребывает в состоянии стагнации. Не внушает особого оптимизма и ближайшее будущее России. Это связано как с рядом провалов по внутренней и внешней политике, в результате которых огромная и богатая ресурсами страна не только продолжает жить главным образом за счет экспорта сырья, но и ничего не делает, чтобы изменить такое положение.
Выигрышней всего в этой тройке выглядит Казахстан. В начале 1990-х республика была в наиболее сложном положении, зато сейчас демонстрирует самый успешный проект государственного строительства на постсоветском пространстве. И не только на нем. Согласно мнению большинства экспертов, первая пятерка стран-кандидатов на успех выглядит так: Иран, Вьетнам, Нигерия, Малайзия, Казахстан. Более того, Казахстан вошел даже в пятерку новых азиатских тигров, уступив первые четыре места соответственно Турции, Индонезии, Вьетнаму и Ирану.
По мнению генерального директора центра политической информации Алексея Мухина, казахстанская модель может сработать и в России, а все что для этого нужно — это «сочетание умного руководства со стратегическим планированием». А главное, чему нам стоит поучиться у соседей, считает Мухин — это их политике инвестиций в человеческий капитал.
Главная разница между Россией и Казахстаном заключается в истории элит. Россия развивалась революционным путем, то есть время от времени элиты полностью сменяют друг друга, что не подразумевает развития. В Казахстане революции не было. Именно поэтому там стал возможен внутриэлитный баланс и, вследствие этого, стратегическое планирование. Таким образом, российский вопрос о том, как сделать свою элиту национальной, для Казахстана неактуален. Там элита или национальная или она вовсе не элита. Без подобного подхода казахстанская модель в России просто не сработает.

Дмитрий Журавлев, Генеральный директор Института региональных проблем