Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Интересная рокировка. В чем истинные причины перехода Андрея Белоусова в Кремль?

26.06.2013

На днях президент Путин привычно удивил нас очередными кадровыми назначениями. Андрей Белоусов освобожден от должности министра экономического развития, и занял освободившееся после ухода в Центральный банк Эльвиры Набиуллиной место помощника Президента по экономическим вопросам. Министром же стал Алексей Улюкаев, занимавший до этого пост первого заместителя председателя Центрального банка. Если учесть, что А.Улюкаев мог претендовать на пост председателя Центрального банка, то можно говорить о «тройной рокировке» – резкой взаимной перестановке людей.
Но зачем это нужно? Владимир Путин известен нелюбовью к кадровой чехарде. Однако произошло то, что произошло. Самое простое объяснение таково: новые должности наиболее соответствуют личным качествам чиновников. И, на первый взгляд, это может быть похоже на правду. Андрей Белоусов в период своей работы в правительстве наиболее ярко проявил себя как ближайший личный советник Владимира Путина и его союзник, Алексей Улюкаев формировался как специалист в Министерстве экономического развития, и ему наиболее комфортно в этом ведомстве. И президент предоставил каждому наиболее соответствующее ему место.
Но такое объяснение не может объяснить всего, хотя бы по тому, что предпочтения чиновников появились не сегодня, а кадровые решения прошли на днях. Нет, дело не в личных качествах, причина глубже. Но в чем она? Для ответа на этот вопрос напомним более широкий контекст. Путин требует от правительства исполнение майских Указов и более того, изменение стиля работы государственного аппарата, повышения эффективности этой работы. Это создало напряженность в отношении президента с кабинетом министров (об этом мы уже писали в материале «Путин и государственный аппарат»). А.Белоусов же, как один из идеологов «политики майских Указов» являлся проводником путинской линии в правительстве, в каком-то смысле его комиссаром там. Именно А.Белоусов постоянно требовал перехода от макроэкономики к политике конкретных дел.
Для министров он – символ этой новой политики. Естественно, что он стал объектом повышенного напряжения. А если учесть, что Белоусов – чужак среди нашей чиновно-экономической элиты, он не относится к либералам-макроэкономистам, а относится к другой школе, то становится ясно, что правительство видело в нем скорее противника, чем союзника. В последние месяцы, благодаря активности президента, напряжение резко усилилось.
Поэтому В.Путин должен был принять решение – оставлять ли Андрея Белоусова сохранять контроль над важнейшим министерством, но усугубить это напряжение, или переместить его в Кремль, снизив тем самым напряжение, но ослабив контроль над правительством. Владимир Путин, не любящий конфликтов, выбрал второе. Министром же назначен «свой» для наших либералов человек, ближайший сотрудник Егора Гайдара – Алексей Улюкаев. Теперь правительство едино, а команда Владимира Путина концентрируется в Кремле. Наступила некая стабилизация.
Но что дальше? Интенсификация работы государственного аппарата остается для президента первостепенной задачей. Без эффективного контроля над правительством задача решена быть не может. И эта задача стоит именно перед Андреем Белоусовым. Недаром он назначен не советником президента, а именно его помощником. Эта должность не только выше, она предполагает подчинение человеку, на ней находящемуся, соответствующих подразделений Администрации президента. Так что не только знания и опыт, но и аппаратные возможности у А. Белоусова для решения этой задачи будут. И хотя решить эту задачу очень трудно. (Со времен Александра Лифшица никто вообще не брался за её решение). Но решить её все-таки можно. И очень возможно, что либеральные СМИ зря заходятся от восторга, комментируя переход Андрея Белоусова в Кремль, а министры-экономисты рано обрадовалось. Их еще ждет встреча с Белоусовым, но не как с одним из них, а как с кремлевским контролером, с позицией которого придется считаться. Его роль президентского комиссара приобрела четкую форму. И с точки зрения развития и сохранения России – слава Богу. Макроэкономические успехи документооборотного управления мы уже видали. Пора начать действительно управлять экономической сферой, пока ещё есть чем управлять. А это можно сделать только в логике, которую предлагает Андрей Белоусов.

Дмитрий Журавлев, политолог,
Генеральный директор Института региональных проблем.