Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Виктор Ишаев: «Развитие Дальнего Востока крайне важно для дальневосточников, но оно и крайне важно для развития российской экономики в целом».

04.04.2013

В Якутске под председательством Дмитрия Медведева прошло заседание Государственной комиссии по развитию Дальнего Востока.
Как отметил председатель Правительства, развитие Дальнего Востока является приоритетным направлением деятельности российской власти. Медведев определил основные направления этой работы:
1. Развитие транспортной инфраструктуры. Это направления должно стать локомотивом развития, появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
2. Улучшение инвестиционного климата. Важнейшую роль должны сыграть здесь институты развития. Хотя, как сказал премьер, «…пока я активной работы не вижу»;
3. Развитие энергосистемы;
4. Развитие социальной сферы.
В заключение он коснулся темы источников финансирования: «…без масштабных инвестиций в Дальний Восток ни одну из ключевых задач не решить. Здесь заклинаниями не поможешь. В качестве источника я предлагаю использовать в том числе и доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния. А также для реализации инвестиционных проектов в качестве возможных заёмных средств могут быть использованы и средства Пенсионного фонда».
С основным докладом выступил министр экономического развития А.Р. Белоусов.
Он совершенно верно заметил, что логика развития Дальнего Востока задается естественными преимуществами, которыми обладает регион. К ним относятся, прежде всего, непосредственный выход на динамично развивающиеся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, например, Китая и Юго-Восточной Азии. Далее – наличие богатейшего ресурсного потенциала, включая запасы угля, углеводородов, гидроэнергетических ресурсов, железной руды, цветных металлов, редкоземельных металлов, лесных ресурсов и так далее. И, наконец, климатическое разнообразие, позволяющее решать практически любые задачи по развитию промышленности и сельского хозяйства. При этом реализацию названных преимуществ сдерживают известные ограничения: низкая плотность населения, усиливаемая неразвитостью социальной сферы, отсутствие необходимой инфраструктуры и, как следствие, неразвитость внутреннего рынка и однобокость развития экономики макрорегиона с уклоном в сырьевой сектор.
Для того, чтобы максимально полно реализовать имеющийся потенциал и в целом обеспечить ускоренное развитие Дальневосточного макрорегиона, необходимо сконцентрировать усилия на четырёх приоритетных направлениях. Первое – это опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Второе – это создание условий для реализации для начала порядка 15–20 крупных комплексных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, с перспективой формирования на их основе новых центров развития. Третье – это формирование конкурентоспособного рынка на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Четвёртое – развитие человеческого капитала, человеческого потенциала в регионе на основе создания комфортных условий для жизни граждан, развития современных образовательных и научных центров.
Естественно, что именно для Дальнего Востока развитие инфраструктуры является главным условием устойчивого развития макрорегиона, без которого невозможно реализовать три другие задачи. В рамках решения этой задачи предполагается реализация пяти проектов. Первый — реконструкция и повышение провозной способности БАМа и Транссиба. Это ключевой проект будущей программы. Второй – развитие региональной авиации. Цель проекта – улучшение транспортной доступности дальневосточного рынка, повышение мобильности населения, без чего экономическое развитие макрорегиона практически невозможно. Третий проект – это развитие сети автомобильных дорог, целью которого является повышение доступности портовой инфраструктуры, а также обеспечить связанность населённых пунктов Дальнего Востока с федеральной сетью автомобильных дорог. Четвёртый проект – это развитие портовой инфраструктуры. Цель – активизация морских перевозок, грузов внутрирегионального и международного характера. Пятый проект – это развитие электроэнергетики. Цель проекта – удешевление стоимости генерации, создание мощностей для энергообеспечения крупных инвестиционных проектов в регионе и в целом транспортной и социальной инфраструктуры.
Реализация данной программы потребует гигантских капиталовложений. И министр Белоусов обратил внимание на имеющееся здесь «узкое место». В частности, он отметил: «В качестве основного источника финансирования предполагается… использование доходов, полученных Российской Федерацией от управления средствами Фонда национального благосостояния. Я должен сказать, Дмитрий Анатольевич, что этой суммы не хватит. Это порядка 70–80 млрд рублей ежегодно, а для реализации Федеральной целевой программы, включая все проекты, о которых я сказал, требуется порядка 100 млрд. Поэтому ещё где-то 20 — 30 млрд рублей нам потребуется общими усилиями найти».
Министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев обратил внимание участников на то, что капиталовложения в Дальний Восток «возвратные», и они будут основой дальнейшего развития российской экономики.
Министр финансов Антон Силуанов, отвечая на вопрос об источниках финансирования, отметил: «В первую очередь здесь были названы Андреем Рэмовичем (Белоусовым) средства ФНБ, от размещения которых в 2012 году поступило порядка 80 млрд рублей. Хочу сказать, что, в принципе, у нас в соответствии с законом от 2010 года доходы от размещения средств ФНБ уже учтены до 2016 года в составе доходной базы бюджета. Поэтому для того чтобы изыскать дополнительные ресурсы нам нужно: первое – смотреть по возможностям наших действующих государственных программ и возможностям для перераспределения их средств, а такие есть (в целом это и программа развития транспортной системы в первую очередь). Нам необходимо использовать возможности и наших институтов развития, которые мы тоже наполнили бюджетными деньгами в прошлом году, и в этом году, думаю, будем наполнять… В первую очередь это Российский фонд прямых инвестиций. Это и Фонд развития Дальнего Востока – тоже серьёзные ресурсы, которые необходимо как можно быстрее задействовать на реализацию программы. Считаю, что при реализации мероприятий именно на Дальнем Востоке мы должны в первую очередь задействовать механизмы государственно-частного партнёрства».
Далее свои позиции высказали другие участники заседания.
Какие выводы можно сделать из визита Государственной комиссии по развитию Дальнего востока в Якутск?
1. Российское правительство готово приложить беспрецедентные усилия для развития Дальнего Востока;
2. Основным локомотивом этого развития станут инфраструктурные проекты, в первую очередь – транспортные;
3. Правительство готово финансировать эти проекты за счет прибыли Фонда Национального Благосостояния;
4. Но возможностей этого фонда явно недостаточно, и поэтому особенно остро встает вопрос о реализации государственно-частного партнерства. Хотя сегодня в этой сфере активной работы не видно.
Поэтому окончательный вывод таков: реализация принятых в Якутске решений необходима и возможна. Но для этого необходима не только работа государства, но и институтов развития, а здесь пока похвастаться нечем.