Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Православный протестантизм с белыми ленточками

26.02.2013

Реформация церкви в угоду политике.

Известный политолог Станислав Белковский опубликовал статью «Папа указал путь Патриарху».
В статье автор говорит о том, что католицизм находится в кризисе, и спасти его могут только реформы и отречение папы Бенедикта является признанием необходимости таких реформ. Столь же резкие реформы необходимы Русской Православной Церкви, которая с советских времен и по сей день является прислужницей власти. Автор статьи предлагает целый комплекс из пяти мер, которые можно свести к одной – ликвидация церковной иерархии.
Все это звучит красиво, но в действительности – это сумма весьма странных тезисов.
Например, по поводу обвинений в «прислуживании»: господин Белковский, вероятно, не знает, что не только в 20-е годы, но и весь советский период церковь подвергалось давлению. Да, после 43 года давление изменила форму с репрессивной на административную. То же самое произошло с давлением на интеллигенцию только в 53 – 57 годах. Но надеюсь, господин Белковский не считает Эрнста Неизвестного, Владимира Высоцкого или Андрея Вознесенского прислужниками власти. (Или может быть считает?). Если бы церковь прислуживала власти, она должна была самораспуститься (то есть реформироваться) в тот момент, когда Н.С. Хрущев пообещал «показать миру последнего попа». Однако церковь сумела сохраниться. Более того, мой опыт общения со старыми священниками показывает, что в своем большинстве это – чистые люди. И это естественно, именно давление власти защищало чистоту церкви: карьеристы и приспособленцы шли не в церковь, а в комсомол и партию, откуда и вышли демократами. Современной церкви гораздо труднее сохранить чистоту. И здесь главная проблема церкви, ведь бронзовые трубы опаснее огня и воды. Но это господина Белковского как раз не волнует. Грех церкви только один – она не поддержала оппозицию. Но так можно оценивать политические партии, а не религиозные организации. И в этом суть позиции Белковского: он видит церковь как общественно-политическую организацию. Но если церковь можно свести к общественно-политической организации, то её бессмысленно было бы реформировать, потому что она вообще не было бы церковью.
Из представления о церкви как о общественно-политической организации вытекает основная «ошибка» господина Белковского – его программа реформ. Церковь зиждется на традиции, и поэтому её нельзя просто реформировать. Как показывает опыт реформирования католицизма, которое началось несколько веков назад, процесс этот чреват жесточайшими войнами, длящимися веками и приводит не к модернизации старой церкви, а к появлению новой – протестантизма. Собственно к этому – к строительству православного протестантизма – господин Белковский и призывает. Только напомним, что там, где побеждал католический протестантизм, католицизм уничтожался. Там, где победит «православный» протестантизм – не останется православия. Но беспокоит ли это господина Белковского? Ведь главное, это чтобы победила оппозиция. Но стоит ли ради этого губить религию?