Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Флот обманутых надежд

18.02.2013

Архангельский траловый флот не может получить нового владельца, а вместе с ним и необходимое финансирование

Начало года должно было расставить все точки на «i» для Архангельского тралового флота — последнего государственного рыбодобывающего предприятия, с августа прошлого года ожидающего решение о приватизации, а значит, и новом инвесторе, способном взять на себя не только сам актив, но и соответствующий груз экономических и социальных проблем предприятия и региона в целом.
Еще в октябре прошлого года Минэкономразвития провело общественные слушания по приватизации ОАО «Архангельский траловый флот». До конца годаРосимущество должно было провести конкурс, которыйопределит нового владельца предприятия. Позже этот срок перенесли сначала на декабрь, а затем — на январь-февраль 2013 года. Были надежды, что этот перенос был последним.По словам экспертов, сроки, отведенные на решение судьбы АТФ, уходят катастрофически. Но ни с формой проведения приватизации, ни с условиями конкурса у Росимуществапонимания до сих пор нет.
Для предприятия текущая ситуация патовая. У АТФ очень неплохие показатели по рентабельности, за 2012 годпредприятие заработало свыше 200 млн. чистой прибыли.Однако долги флота куда более масштабны. В 2013 году предприятие должно выплатить 175 млн. рублей долга, а к 2015 году – 770 млн. Всего на сегодняшний день обременение АТФ составляет около одного миллиарда рублей. А главная проблема предприятия связана с недостатком ликвидности: АТФ не получает достаточно денежных средств для нормализации деятельности по снабжению и по ремонту флота. Исправить ситуацию самостоятельно не удается, к тому же региональные банки не поддержали предприятие, отказав должнику в новых кредитах накануне самого важного для АТФ периода – начала весенней путины.
В итоге перспективы на грядущую весну остаются туманными. Пожалуй, только одно судно — флагманАрхангельского тралфлота «Капитан Кравченко» сможет выйти в море. Сегодня это самое современное судно, получившее в полном объеме и ремонт, и модернизацию. В принципе, сможет работать и «Капитан Горбачев», хотя ему нужен ремонт. А вот остальной флот рискует провести 2013 у причальной стенки. Дело в том, что «Кравченко» и «Горбачев» сегодня добывают наиболее прибыльные породы рыб, принося тем самым максимальный доход. Но пустить его в оборот не получается – деньги идут на обслуживание по кредитам, взятым под «Кравченко». Как следствие, суда, работающие на менее ценных породах, как это ни парадоксально звучит, вовсе не выводятся в море.
Понятно, что флоту нужен настоящий ответственный хозяин, который сможет не только дать судам АТФ новую жизнь, но хочет и может работать на приемлемых для региона условиях — сохранение самого флота, его порта приписки и рыбозавода. Не секрет, что для региона крайне важно сохранение градообразующего предприятия, работы для моряков и сотрудников предприятий и, соответственно,налоговых отчислений в региональный бюджет. Отрадно, что после ситуации с приватизацией Ванинского морского торгового порта, когда флот достался трем кипрским офшорам, государство решило ужесточитьпостприватизационный контроль. По словам министра экономического развития Андрея Белоусова, для этого правительство намерено заключать соответствующее соглашение с инвесторами.
Главный вопрос теперь – вопрос времени: сможет ли АТФ, что называется, физически дождаться конкурса Росимущества, или так и останется в истории «флотом обманутых надежд».

Иван Осипов, эксперт Института региональных проблем