Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Десятый Красноярский экономический форум «Россия – карта перемен».

18.02.2013

Закончил свою работу Х Красноярский экономический форум под лозунгом «Россия карта перемен».

Со специальным докладом на основном заседании выступил председатель Правительства Российской федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. В своем выступлении он определил пять задач, решение которых делают возможным эффективное развитие российской экономики и, в конечном счете, российского общества.
Главная задача – это энергичные шаги для улучшения инвестиционного климата. Мне могут сказать, мол, «..что же здесь нового?» Об инвестиционном климате говорится последние десять лет. Да действительно вопрос возник не вчера. Но новое, причем – существенно новое – в озвученных в Красноярске подходах есть.
Во-первых, определено, что главное мерило состояния делового климата в стране – это отношение самого бизнеса. И только опираясь на бизнес, на его позицию можно создавать и осуществлять программы по улучшению инвестиционного климата. Конечно, этот подход уже реализуется в деятельности АСИ на федеральном уровне и корпорациями развития в регионах. Но окончательно артикулирована эта позиция была именно в красноярском выступлении Д.Медведева. (И может, это хорошо, что лозунг прозвучал уже в ходе действия, а не как это в России принято, до действия, а то и без действия).
Во-вторых, и это на наш взгляд даже более важно, Д.Медведев продемонстрировал, что он понимает инвестиционный климат не просто как сумму мер по облегчению жизни бизнеса, а как единый комплекс повышения качества жизни. Как сказал об этом губернатор Красноярского края Л.Кузнецов, улучшение инвестиционного климата в экономическом смысле этого термина «…является ключевым, но все-таки аспектом».
И это, на наш взгляд верный подход. Нельзя существенно поднять инвестиционную привлекательность только изменением управленческой процедуры и налоговой системы. В стране, где плохо развита транспортная систем и нет квалифицированных кадров, долгосрочные капиталовложения бессмысленны, а в стране с высокой бедностью – просто опасны. Поэтому инвестиционная привлекательность невозможна без повышения качества жизни.
Именно это соображение объединяет все поставленные Медведевым задачи в единую систему.
Нам радостно, что Премьер-министр второй задачей определил необходимость изменить наш подход к образованию в системе компетенций. Образование должно регулироватьлся потребностями рынка труда. Казалось бы, банальная задача. Но наша система образования ориентирована не на рынок труда, не на выпуск необходимого специалиста, а на привлечение абитуриента, с которого можно брать плату (мы писали об этом ещё 5 лет назад см. статью «Базар российского образования»). Но без изменения ситуации никакой системы образования просто не будет. И, слава Богу, что это понимает власть.
Третья задача – развитие транспортной инфраструктуры. Показатель транспортной подвижности населения должен быть увеличен к 2018 году на 40%, а объём экспорта транспортных услуг – в 1,8 раза. И здесь возникает обратная связь. Без развития транспорта не может быть повышения инвестиционной привлекательности. А развития транспорта требует таких средств, что без привлечения инвестиций оно невозможно. И Медведев прямо указывает на это: необходимо активно использовать потенциал государственно-частного партнёрства, создавать условия для привлечения «длинных денег». Это, в частности, позволит в ближайшие 10 лет удвоить объёмы дорожного строительства.
Четвёртое. Нам предстоит создать на внутреннем рынке устойчивый и долгосрочный спрос на изобретения, на умные технологии. Отдельное направление – это поддержка вузовской науки и молодых учёных, создание при высших учебных заведениях малых инновационных предприятий.
Пятое – повышение открытости государства. Медведев говорит: государство должно быть открытым (сейчас это вроде все понимают), но не только открытым, но ещё и удобным, и понятным для людей. В конечном счете, превращения государства в механизм обслуживающий людей, а не властвующий над ними. И это тоже не только демократическая мера, но и необходимое условие улучшения инвестиционного климата. Там, где государство ориентировано только на себя, капиталовложения становятся рискованными – мало ли, что этому государству придет в голову завтра? Так что и здесь мы видим неразрывную связь между улучшением инвестиционного климата и повышением качества жизни.
В целом, можно сказать, что перед нами — программа повышения качества жизни, главным следствием которой является улучшение инвестиционного климата, или программа улучшения инвестиционного климата, главным условием и механизмом которой являются повышение качества жизни. И эта неразрывная связь является основной идеей красноярского выступления Премьера.