Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

В 2013 году в России будет изменена избирательная система

01.11.2012

Уже в 2013 году в единый день голосования, который назначен на второе воскресенье сентября, в выборах будут участвовать предвыборные блоки. С таким прогнозом выступил на московском политклубе в столичном пресс-центре «Росбалта» политолог Дмитрий Орлов. По его мнению, к 2016 году в России будет восстановлена и смешанная избирательная система, при которой половина депутатов будет по-прежнему избираться по предвыборным спискам, а вторая половина — по мажоритарной системе, то есть, видимо, по многомандатным или одномандатным округам.

По словам Дмитрия Орлова, изменения в избирательном законодательстве не закончены. Он прогнозирует, что уже в 2013 году в России будет на региональном и федеральном уровне восстановлена возможность для политических партий создавать предвыборные блоки. Правда, для них будет действовать повышенный проходной барьер, вероятно, в 7%, хотя нельзя исключать, что даже и в 10%. Кроме того, их должны законодательно обязать сохранять единую структуру, то есть фракцию, уже после выборов.

Кроме того, вероятно уже в 2013 году возвращение к смешанной избирательной системе. Это, по мнению Орлова, позволит соблюсти «два необходимых условия для работоспособности политической системы»: установление контакта с людьми и «представительство непартийных интересов» в органах законодательной власти.

Около 30 человек из числа представителей нынешней несистемной оппозиции могли бы избираться депутатами Госдумы в случае изменения избирательного законодательства. Это может произойти, если в России будет возвращена смешанная избирательная система, полагает политолог Дмитрий Орлов. По его словам, Владимир Рыжков, Евгения Чирикова и некоторые другие оппозиционеры, если бы они имели возможность выбираться, были бы представлены в парламенте. А те представители «улицы», которые сегодня выступают под радикальными лозунгами, были бы «включены в клиентелу этих депутатов».

В свою очередь, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, заявил, что муниципальный фильтр в его нынешнем виде мешает развитию даже минимальной конкуренции на выборах и может быть снижен до 5%. По его словам, логично было бы снижение необходимого количества собранных подписей до 5%, и установление верхнего порога возможного «количества собранных подписей на уровне 10-15%». Это предохранило общество бы от ситуации, в которой действующий губернатор собирал подписи всех «муниципалов», не оставляя ничего оппозиции. Ведь даже во Владимирской области, где сильны позиции Компартии, ее представителей в муниципалитетах всего 7-8%, отмечает руководитель Политической экспертной группы.

Главное в законодательстве — его стабильность. Такую точку зрения высказал на заседании московского политклуба «Росбалта» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, «включение протестных политиков в парламент, не значит их автоматическое включение в политический процесс».

По словам политолога, сложившаяся сегодня в России избирательная система не идеальна, но таковых и не бывает, поэтому «лишний раз лучше ничего не менять». В то же время, законодательные изменения наверняка приведут к приходу в парламент «белоленточников», однако, совершенно необязательно, к превращению их в системную политическую силу, поскольку принятие мандата «еще ничего не значит».

По словам Дмитрия Журавлева, и восстановление в 2012 году губернаторских выборов «не большой шаг вперед». Что же касается возможности возвращения смешанной избирательной системы, когда только половина депутатов избирается по партийным спискам, то необходимо учитывать, что мажоритарная система дает преимущество, в первую очередь, правящей партии. Так что и это изменение вряд ли изменит к лучшему российскую избирательную систему.

В свою очередь политолог Михаил Захаров, выступая на заседании политклуба «Росбалта», что само по себе изменение законодательства не может напрямую отразиться на региональных выборах. Степень лояльности населения действующему руководителю и его шансы на успех отнюдь не всегда зависят от степени эффективности его работы и правил, по которым проходят выборы. Поэтому, в изменении законодательства, соглашается Захаров, нет сегодня большой необходимости. Важнее — сохранение правил игры.