Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

ВЫЯВИТЬ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

18.07.2012

Транспорт России (Москва), № 25, 18.06.2012

Профессионалы и высокие технологии способны эффективно противостоять террористической угрозе
В Москове прошел «круглый стол» «Технологии или человек: кто надежнее защитит пассажира?».
В дискуссии приняли участие заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов, заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Геннадий Денисюк, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, директор Института комплексной безопасности при МГУПС (МИИТ) Петр Токарев, главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь.
Открывая обсуждение, Дмитрий Журавлев отметил, что соотношение «человек-техника» в таком деле, как обеспечение безопасности на транспорте, имеет важнейшее значение. Насколько техника вообще может решить проблему и какова здесь роль специалиста? На эти и другие актуальные вопросы попытались ответить участники «круглого стола».
Действующая в России Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте предусматривает внедрение новейших технических решений в сфере антитеррористической защиты транспортных объектов и средств. Для рассмотрения на «круглом столе» были вынесены вопросы использования современных технологий и подготовки кадров в области обеспечения транспортной безопасности.
В своем выступлении Геннадий Денисюк отметил своевременность проведения «круглого стола». Начинается пора отпусков. Пассажиропотоки в аэропортах, морских и железнодорожных вокзалах вырастают многократно, и пассажиры хотят знать, какая ситуация складывается с транспортной безопасностью.
На сегодняшний день Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами разработана нормативно-правовая база, позволяющая реализовать требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. Продолжается ее совершенствование, вносятся изменения, продиктованные правоприменительной практикой.
Большое внимание в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, сообщил Геннадий Денисюк, уделяется оснащению объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств современными системами безопасности. При этом приоритет отдается отечественным разработкам. В специальной подпрограмме по разработке новых технических средств защиты, за реализацию которой отвечает ФСБ России, предусмотрено выделение 4,7 млрд руб.
Апробирование новых технических средств проводится в ряде пилотных зон. Минтранс России также участвует в этом процессе, в частности, в разработке технических заданий на новшества, которые проходят обкатку на транспортных объектах. Например, пилотные проекты испытываются на Казанском вокзале, станциях метро «Охотный ряд» в Москве и «Ладожская» в Санкт-Петербурге.
Геннадий Денисюк подчеркнул, что безопасность должна обеспечиваться на всех этапах перевозочного процесса. Важное значение имеет подготовка высококвалифицированных кадров. Только тот, кто в совершенстве владеет соответствующими профессиональными навыками, может достичь эффективного обеспечения транспортной безопасности, считает он.
Говоря о роли человеческого фактора в решении задач безопасности на транспорте, Геннадий Денисюк обратил особое внимание на внедрение так называемого профайлинга — специальной методики выявления подозрительных лиц по признакам поведения, внешности и другим параметрам. Только специально обученный профессионал способен «вычислить» в пассажиропотоке потенциального нарушителя и соответственно обстановке инициировать его досмотр.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов отметил, что в отражении террористической угрозы нельзя переоценить заслуги специальных служб. Как бы хорошо ни работала спецтехника, как бы хорошо ни была поставлена работа любой технической разведки, никогда все это не сможет заменить профессионально подготовленного человека, работу с агентурой.
Что касается технических средств, то, как отметил Александр Старовойтов, не всегда новинки быстро внедряются. Сказывается тот факт, что наша страна по-прежнему достаточно забюрократизирована, надо налаживать эффективное взаимодействие всех органов власти. По его словам, Госдума готова рассматривать предложения, и прежде всего от тех, кто занимается правоприменительной практикой. При думском комитете создан экспертный совет по вопросам транспортной безопасности. Он поможет найти компромиссные решения по взаимодействию власти и бизнеса в сфере безопасности.
Директор Института комплексной безопасности при МГУПС (МИИТ) Петр Токарев рассказал, что в соответствии с законом и комплексной программой сейчас в России созданы три центра по транспортной безопасности в государственных вузах железнодорожного транспорта: в МГУПС, Санкт-Петербургском и Ростовском ГУПС. Они оснащены всей необходимой техникой и оборудованием для того, чтобы готовить специалистов в этой области.
Сейчас, к сожалению, де-юре нет такой специальности.
Чтобы определить, сколько специалистов необходимо готовить и каких категорий, сегодня на всех объектах транспортной инфраструктуры производится оценка уязвимости, устанавливается категория объектов в зависимости от уровня опасности незаконного проникновения на объект и нанесения ущерба. В зависимости от этого решается задача по выявлению категорий специалистов, которые непосредственно будут обеспечивать транспортную безопасность на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
Сейчас разрабатываются программы для руководителей, работников среднего звена и тех, кто непосредственно будет работать на технических средствах. В Институте комплексной безопасности представлено все необходимое оборудование для подготовки специалистов. Действуют четыре лаборатории. Одна из них обеспечивает подготовку специалистов по техническим средствам досмотра пассажиров, ручной клади и багажа. Работают также лаборатории профайлинга, инженерно-технических средств защиты, управления обеспечением транспортной безопасности. Здесь будут готовиться операторы, задача которых следить за состоянием технических средств защиты на объектах транспорта и немедленно реагировать на тот или иной сигнал средств защиты.
По мнению Петра Токарева, было бы полезным, чтобы сотрудники кадровых служб транспортных предприятий проходили обучение по про-файлингу, уже доказавшему свою эффективность в различных странах.
Главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь отметил, что главным при выявлении потенциального террориста становится его обезвреживание. В решении этой задачи помогут современные технические спецсредства, которые позволяют не только определить наличие оружия или взрывчатки, но и ее количество и точное место нахождения.
Очень важны, по мнению Сергея Груздя, информационные технологии. Необходимо создавать информационные базы данных о пассажирах. Ряд авиакомпаний уже формируют списки тех, кто во время полета создает проблемы для экипажа и попутчиков. Назрела необходимость в том, чтобы право перевозчика на создание информационных баз было узаконено. При этом, разумеется, данные о пассажирах должны быть надежно защищены от несанкционированного использования.
Вячеслав Лобов, Обозреватель «тр»